Международная миграция рабочей силы: сущность, причины и направления. Субъекты миграции. Последствие «утечки умов»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Научно-руководящий состав институтов в длительные зарубежные командировки отправляется очень редко. Добавлю к этому, что основную массу уехавших составляют кандидаты наук — более 50%, доктора наук — менее 20%, а доля академиков и членов-корреспондентов российских академий наук не превышает 2%.

Поэтому, когда мы говорим об «утечке мозгов», нужно опираться на реальные данные, а не на эмоции и впечатления. Действительно часть наших ученых отправляется работать за рубеж, но и в Россию ежегодно приезжает проводить исследования немало зарубежных специалистов. Для сравнения всего две цифры: ежегодно из России выезжает, как уже сказано, около 2 тысяч работников научной сферы, а приезжает примерно 3 тысячи иностранных ученых. Иными словами, идет принятый во всем мире обмен научными кадрами. С 1990 no 1997 год численность занятых в научной сфере сотрудников в России сократилась примерно с 2 миллионов до 1 миллиона. Где сегодня работает миллион бывших работников науки? Те, кто кричит о ее гибели, утверждают — большая их часть уехала за границу. Однако, по данным многочисленных статистических исследований, 30% научных работников перешли на преподавательскую работу в вузы, еще 30% — успешно трудятся в малых и средних научно-технических предприятиях, 30%, сменив свою профессию, работают сегодня в банках, страховых компаниях, торгово-посреднических фирмах, в промышленности, на государственной службе и т.д. И только 10% (не более 15 тысяч) переехали на постоянное жительство за рубеж:

Кроме того, за последние пять лет в Россию из стран СНГ переехало более 6 тысяч докторов наук, профессоров на постоянную работу (в основном в высшие учебные заведения, где они сочетают научную и педагогическую деятельность).

Это примерно то же, что происходит и в других странах мира. Туда, где создаются более благоприятные условия для работы, переезжают научные работники: Подобно тому, как часть наших ученых уехала в США, Германию, Израиль, так и квалифицированные ученые стран СНГ переезжают в Россию. Это и есть реструктуризация научно-технической сферы в пределах не одной страны, а в рамках мирового сообщества. [5. С. 34-35]

Как утверждается в докладе Мирового экономического форума, из 49 стран, производящих 94 процента валового мирового продукта, Россия занимает последнее место по "индексу технологий". Это агрегатная оценка научно-технического потенциала страны. Одной из основных причин такого положения международные эксперты называют потерю интеллектуального и организационного потенциала общества. Сокращаются или полностью ликвидируются самые перспективные научные направления. В стране снижается изобретательская активность, которая за период 1987-1997 годы сократилась более чем в 10 раз (за последние пять кризисных лет финансирование науки было сокращено более чем в 12 раз).

В конце 80-х - начале 90-х годов в условиях абсолютного вакуума статистических данных об эмиграции российских ученых за рубеж широкое хождение имели устрашающе крупномасштабные оценки этого процесса. Число эмигрантов, согласно этим данным, исчислялось десятками тысяч ежегодно. При этом почему-то особым доверием пользовались зарубежные источники информации о численности российской интеллектуальной эмиграции.

За пять лет (1992-1996 годы) количество ученых, безвозвратно покинувших страну, составило около 2,5 тысячи человек. Контрактная или временная эмиграция российских научных работников оценивается в 30-40 тысяч человек, из которых, по оценкам ОЭСР. 10% были "невозвращенцы". Таким образом, если суммировать эти данные, то интегральная научная эмиграция из России за пять лет составила порядка 6-6,5 тысячи человек. По официальным данным паспортно-визовой службы МВД РФ, выезд за рубеж на постоянное жительство для отрасли "наука и народное образование" из России составил за тот же период в среднем около 5 тысяч человек. Как видим, эти цифры никак не согласуются с прежними высказываниями о десятках тысяч ежегодно уезжающих за рубеж российских ученых.

Но дело, конечно, не в количественной, а в качественной стороне вопроса. И на первое место здесь выдвигается проблема разрушения научных школ. Ведь уезжающие за границу ученые - не какие-то "интеллектуалы-одиночки

Похожие материалы

Информация о работе