Пайщик – социальная основа Потребительской Кооперации. Пайщик - социальная и экономическая основы Потребительской Кооперации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Хохольском райпо уже три года работает магазин "Пайщик" и во всех сельских магазинах открыты уголки по обслуживанию пайщиков, товары которым продаются со скидкой 10-15% в соответствии с утвержденными нормами отпуска и перечнем товаров.

В Темниковском, Ельниковском, Атяшевском, Инсарском, Ичалковском райпо, Ковылкинском горпо Мордовского респотребсоюза изыскиваются возможности для поощрения пайщиков. Большое внимание в Мордовии уделяется пайщикам-ветеранам потребительской кооперации и Великой Отечественной войны. Несомненно, при всей незначительности затраченных денежных сумм главным является внимание к пайщику, укрепление в нем чувства хозяина потребительской кооперации.

Некоторые потребсоюзы не ведут работу по восстановлению численности пайщиков, не представляют пайщикам льготы, не практикуют кооперативные выплаты. Так, в Алтайском, Приморском, Хабаровском крайпотребсоюзах пайщики участия в работе потребительских обществ не принимают, льгот в торговом обслуживании, закупках сельхозпродуктов, предоставлении услуг не имеют. В трех обследованных кооперативных организациях Алтайского крайпотребсоюза (Алейское горпо, Тальменское и Ребрихинское райпо) кооперирование новых пайщиков вообще не производилось. В Тальменском райпо на участковых собраниях пайщиков в сентябре 1997 г. из 25581 пайщиков присутствовало 357 чел. Такая низкая активность свидетельствует о том, что восстановление пайщиков (по документам 22570 чел.) прошло только на бумаге.

В формировании собственных оборотных средств паевой фонд практически незаметен, за исключением некоторых потребсоюзов (Вологодский, Нижегородский, Кировский, Чувашский, Белгородский и некоторые другие).

Паевые взносы собираются, в основном, с работников. Фактический средний размер паевого взноса существенно отличается от установленного за счет малого числа полнопайщиков. Например, в Ребрихинском райпо Алтайского края из 7120 пайщиков только 289 полнопайщиков. Не во всех организациях предпринимаются меры по возрождению экономического интереса пайщиков в конечных результатах деятельности потребительской кооперации. И в этом главная причина пассивности пайщиков. Если пайщику кооператив не предоставляет определенные льготы, ему безразлично, кто и как этим кооперативом управляет, каково его экономическое состояние.

Каждому потребительскому обществу и потребсоюзу рекомендуется разработать программу возрождения экономического участия пайщиков, где предусмотреть возможности увеличения паевого взноса, привлечение вкладов пайщиков (по договору, на определенных условиях), рост их численности. Но главная форма экономической поддержки кооператива пайщиками - участие в реализации товаров в качестве покупателей, в обеспечении кооперативу гарантированного сбыта товаров. И она должна поощряться в различных формах кооперативных выплат.

Опыт зарубежных стран и небольшой - России свидетельствует о том, что выгодно премирование пайщиков за покупки даже в условиях убыточной деятельности, так как это стимулирует покупательский спрос и очень быстро приводит к безубыточной, а затем прибыльной деятельности.

Целесообразно организовать учет стоимости покупок каждым пайщиком. Обычно стоимость покупок фиксируется в заборной книжке или в специальном журнале у продавца.

Скидка для пайщиков с цены товара - также форма кооперативных выплат. Чаще всего кооперативные выплаты имеют безденежную форму. Пайщикам выдается чек (талон, облигация) на сумму его премии за покупку товаров. Этим чеком (талоном, 29 облигацией) он расплачивается в магазине потребительской кооперации при очередном приобретении товара, таким образом, дополнительно увеличивая товарооборот.[3, c.28]

В практику деятельности потребительского общества рекомендуется ввести записи покупок в паевых книжках. Проект такой паевой книжки рассмотрен комиссией Центросоюза РФ по разработке устава потребительского общества.

Для российской потребительской кооперации возникла необходимость социального управления как особой функции потребительской кооперации. Разрозненный опыт социального управления в системе имеется. Организации потребительской кооперации составляли планы социального развития.

Однако эти планы предусматривали, во-первых, социальное развитие

Похожие материалы

Информация о работе