Взаимодействие экономики и культуры. Уровень и структуру потребностей, стереотип потребления. Образцы межгруппового поведения

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Содержание работы

Новосибирский Государственный Аграрный университет

Кафедра экономической теории

Реферат по дисциплине теория рациональных ожиданий на тему:

«Взаимодействие экономики и культуры»

                                                     Проверила: преподаватель

                                                                                                             

                                                             Выполнила: студентка 433 гр.

                                                                       

Новосибирск, 2007

Взаимодействие экономики и культуры.

Институционалисты связывают свое понимание цивилизации с теорией культурно-исторических типов. Они делят историю человеческого общества на периоды: традиционное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество. Для каждого из них существует свой уровень культурного развития. Вместе с тем они обращают внимание на специфику культуры в разных регионах мира.

Впервые эти идеи были представлены в русской историографии известным русским историком Данилевским. В середине XX в. с идеей о специфике развития культуры каждого отдельного этноса выступил советский историк Л.Гумилев. Он связывал само развитие, его импульсы с низкими точками солнечной активности, создающими условия для пассионарного толчка. И первый этап развития этноса, когда начинается активный процесс его формирования, Л.Гумилев так и называл пассионарным. Затем следует стадия надлома, где действует в основном субпассионарии, любители гражданских войн, люди без совести, чести, палачи, доносчики, корыстолюбцы и себялюбцы, продолжающие формирование этноса насильственными методами. За этой фазой идет фаза покоя «с золотыми посредственностями». Цивилизация и есть инерционная фаза развития этноса, благоприятная для расцвета и накопления материального богатства, упорядочения быта, стирания локальных различий, этнографических особенностей. Творческие люди уходят в науку, искусство. Растет техносфера. По Гумилеву, человеческое общество развивается путем специфического развития разных этносов.

Институционалисты подняли на щит проблему культурных особенностей экономического человека и перенесли их изучение из истории, философии, социологии в экономическую науку. Именно этот подход к понятию экономического человека в реальной жизни помогает понять различие в хозяйственных механизмах и их развитие.

Рассмотрим существенные черты цивилизации во времени и пространстве, особое внимание уделяя хозяйственной культуре.

Различие типов цивилизации обусловлено природными факторами и историческими особенностями формирования этноса. Например, США – страна иммигрантов, в основном англоязычных, несущих с собой уже имеющуюся культуру и отличающихся рисковым предпринимательским складом характера. Россия – огромная страна, включающая в себя множество разных народов и пережившая трехсотлетнее татаро-монгольское иго, имеющая множество границ с разными государствами и неблагоприятные природно-климатические условия.

Цивилизационные особенности проявляют себя в специфике политических, правовых, религиозных, этических норм и традиций. А они аккумулируются в хозяйственной культуре, которая включает:

1.  Национальный стереотип образа жизни.

2.  Уровень и структуру потребностей, стереотип потребления.

3.  Образцы хозяйственного поведения.

4.  Образцы межгруппового поведения.

5.  Ценностно-мотивационные отношения к труду, богатству, накоплению (включая трудовую этику, стремление к новому).

6.  Организационные формы хозяйственной культуры (коллективный или индивидуальный тип организации хозяйственной деятельности).

7.  Меру интенсивности воздействия хозяйственной культуры на экономическое развитие.

Обобщая эти черты хозяйственной культуры, можно отметить, что в целом она зависит от реальных условий производства и жизни данного народа и определяет: а) способность к быстрой модернизации хозяйственного уклада, экономики;

б) характер мотивации человека в экономической области деятельности;

в) характер осознания происходящих экономических процессов (оптимистическое или пессимистическое) и связанное с этим ожидание будущего экономической деятельности.

Институционалисты отмечают, что в истории наиболее четко сложились три модели модернизации хозяйственной культуры.

1. Англо-американская модель, предполагающая огромную роль частного предпринимательства (в том числе и в сельском хозяйстве – свободные фермеры-собственники) и свободной рабочей силы. Там быстрее шла капитализация, и индустриализация с помощью капитала началась 200 лет назад.

2. Южно-европейская и среднеевропейская модель. Здесь дольше сохранялся абсолютизм, преобладал торгово-ростовщический капитал. Понадобились три французских и несколько германских революций, революция в Италии и т.д., и лишь это позволило буржуазии сменить хозяйственный механизм на более эффективный. Индустриализация задержалась на 100 лет. Крупный отряд крестьян-арендаторов начал сокращаться только после второй мировой войны, тогда же ускорилось и развитие промышленности. Этому во многом способствовала экономическая помощь США в форме плана Маршалла, ускорившая внедрение чисто капиталистических хозяйственных норм.

3. Модель развивающихся стран третьего мира. Здесь преобладали феодальные отношения, господствовал торговый капитал. С модернизацией хозяйственного уклада в направлении его капитализации эта часть мира задержалась еще на 100 лет. Индустриализация пошла лишь после второй мировой войны с экономической помощью и даже при экономической экспансии ТНК и МНК. Но и здесь модернизация имела специфический характер, опиралась на традиционные ценности, не ломала вековых устоев, а встраивала в них новое.

Что же касается России, то модернизация ее хозяйственной культуры определялась рядом специфических факторов: колоссальной величиной территории, экстенсивным распространением общей культуры, неустойчивым климатом, требовавшим общинного ведения хозяйства (община сохранялась до начала XX в.), тяготением к восточному образу жизни многих народов, ее населяющих. Это оказало влияние на характер религии, государственной власти, правовые, нравственные и другие цивилизационные ценности, вызвав противоположные стремления к сохранению аграрных устоев и к выходу из этого тупика. Сложности преодоления застоя приводили к утопическим проектам и крайностям в модернизации.

Похожие материалы

Информация о работе

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.