Юридический факультет МГТУ, кафедра теории и истории государства и права
Аннотация. Контроль рассмотрен в статье в качестве одной из главных функций государственной власти. Как общий инструмент взаимного контроля ветвей государственной власти представлен институт ее разделения. Особо описана контрольная деятельность государственных органов, входящих в исполнительную ветвь власти. Прослежена специфика осуществления контроля рядом органов, не входящих в какую-либо разновидность государственной власти. Освещен вопрос о степени системности контрольных институтов и эффективности их функционирования.
Abstract. In the paper the state control has been considered as one of the functions of the state power. The division of a power institution has been shown as a tool of mutual control. The control function within the executive branch of power has been described specifically. The control activity of some state bodies, not related to the state power institutions has been examined. The question of their system quality and effectiveness has been highlighted.
1. Введение
Проблематикой настоящей статьи является ряд взаимосвязанных задач и неочевидных вопросов, как то: является ли контроль функцией государства или самостоятельной ветвью государственной власти; во-вторых, по каким направлениям и в каких организационных формах реализуется контрольная функция в механизме разделения государственной власти отдельными ее ветвями и органами, а также институтами, не входящими в них; в-третьих, образуют ли контрольные органы Российского государства определенную систему (целостность) и, наконец, какова в настоящее время эффективность их деятельности. Затронуты также вопросы внутриведомственного контроля. Упор при этом делается на юридической, а не технической стороне контроля.
Статья во многом носит постановочный характер, поскольку, во-первых, по данной теме обнаруживается очень мало публикаций, а во-вторых, после принятия в 1993 г. новой российской Конституции в стране складывается и новая система контрольных институтов.
2. Природа государственного контроля и его роль в механизме реализации власти
Контрольную функцию реализуют как политическая система российского общества в целом, так и различные ветви политической власти – партийная, государственная, муниципальная, информационная и др. Под контролем как функцией государственного управления обществом понимается деятельность компетентных органов по проверке соответствия наблюдаемого фактического состояния объекта нормативно необходимому и реакция (корректив) на отклонение его от нормы.
Рассматриваемый здесь государственный контроль некоторые авторы, работающие в области отечественного конституционного права (Румянцев, Додонов, 1997; Большой юридический словарь, 1997), считают самостоятельной ветвью государственной власти в системе ее разделения. Такая точка зрения основана, во-первых, на специфике самой контрольной функции, во-вторых, на наличии определенных государственных органов, ее осуществляющих (конституционная юстиция, контрольно-счетные структуры, прокуратура, омбудсмен и другие контролеры высшего ранга, организационно обособленные от других государственных институтов); в-третьих, на применении якобы особого рода форм и методов работы названных органов, которые не устанавливают общих правил поведения, не занимаются организаторской, исполнительно-распорядительной деятельностью, не вмешиваются в оперативную деятельность организаций и учреждений, а только осуществляют проверки, расследования, мониторинг, информирование компетентных органов для принятия ими соответствующих мер и т.п.
Однако, в порядке возражения, следует сказать, что упомянутые контрольные органы часто являются не только общегосударственными (федеральными, союзными), но и региональными, а также местными. Кроме того, их организационная обособленность, обусловленная реализуемой функцией, ничем не отличается от относительной самостоятельности любых других государственных органов (это их общий институциональный признак). Да и сама контрольная функция едва ли важнее таких функций государства, как управленческая, организационная, и их производных.
Действительно, контрольные органы не занимаются правотворческой деятельностью, но ею не занимаются и некоторые другие государственные институты – суды регионального и местного уровня, органы прокуратуры, безопасности и др. Et vice versa, российские федеральные суды высшей инстанции, будучи одновременно контрольными (надзорными) органами, формируют такие источники права как судебный прецедент, т.е. применяя нормы права (законы, указы, постановления и т.п.), eo ipso творят его своими решениями. Кроме того, как контрольные, так и многие другие органы из правовых используют правоисполнительную и правоохранительную формы реализации своих функций, а из неправовых – организационные, финансовые и иные способы их реализации. Та же Счетная палата РФ, согласно закону о ней от 11 января 1995
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.