Усвоение основных понятий: спрос и предложение, эффект дохода и эффект замещения, эластичность и взаимодействие спроса и предложения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция № 5

Тема: «Основы теории спроса и предложения»

Цель: усвоить основные понятия: спрос и предложение, эффект дохода и эффект замещения, эластичность и взаимодействие спроса и предложения.

План

1.  Спрос, факторы спроса

2.  Эффект дохода и эффект замещения

3.  Эластичность спроса, кривые Энгеля

4.  Предложение, факторы предложения

5.  Эластичность предложения

6.  Взаимодействие спроса и предложения

Литература

1. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория [Текст]: монография / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт-М, 2001. – 384 с.

2. Экономика [Текст]: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф.  . – М.: Экономисть, 2003. – 896 с.

3. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов. 7-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2001. -  640 с.

4. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: Проспект, 2001. – 448 с.

Содержание лекции

1.  Спрос, факторы спроса

Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах и услугах, ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителя в определенный момент времени.

Объем спроса QD - количество товара, которое согласен купить покупатель (отдельное лицо, группа лиц или население в целом) в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К условиям относятся: вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина доходов и накоплений и др.

Цена спроса PD - максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за определенное количество данного товара.

Покупка товара - это жертва, т.е. отказ от покупки некоторого количества других благ (товаров, услуг). Цена товара отражает альтернативную стоимость той жертвы, на которую идет покупатель.

Функция спроса - зависимость объема спроса от определяющих его факторов. В общем виде функция спроса является функцией многих переменных:

          (5. 1)

где:  объем спроса на i-ый товар;

i =1, 2,..., k;

Т - вкусы и предпочтения покупателей;

P1...Pk - цены товаров;

Y - денежный доход покупателей;

t -  время;

пр. ф. - прочие факторы.

Если все факторы, кроме цены Рi , считать неизменными, то получим функцию одной переменной - функцию спроса от цены

QD = QD (Р),          (5. 2)

где: QD = ;

Р = Рi.

Эта функция показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах.

Функцию спроса можно задать тремя способами: табличным, аналитическим, графическим. Приведем условный пример такого задания.

1)Табличное задание.

Таблица 1

Табличный вид функции спроса

Р, руб./ кг

10

20

30

40

50

QD , кг

250

200

150

100

50

2)Аналитическое задание.

Например, уравнением прямой

QD = а + в * Р          (5. 3)

Для данных в табл. 1 имеем QD = 300 -5*Р

3)Графическое задание.

Для данных в табл. 1 прямая DD, определяемая формулой (5. 3) и представлена на рис. 2.

Замечание 1. Если рассматривается спрос на бесконечно делимый товар, то объем спроса QD - непрерывная функция своих аргументов. Если товар неделим, то QD - целочисленная функция.

Рис. 2. Функция спроса

Замечание 2. Спрос населения - сложное социально-экономическое явление, которое складывается и развивается под влиянием различных по своей природе и взаимосвязанных факторов. При этом, как правило, объем спроса является случайной величиной, которую условно можно представить в виде QD +  , где QD соответствует функциональной (неслучайной) зависимости, а   -  случайная величина. В большинстве случаев стараются «избавиться» от случайной составляющей, например, подбирая параметры функции спроса так, чтобы возникающая при этом ошибка была в некотором смысле минимальна. Всюду далее будем считать такую процедуру выполненной.

Для нормальных товаров эмпирически установлена обратная зависимость между спросом и ценой, которую называют законом спроса: .

Закон спроса – состоит в том, что при прочих равных условиях величина спроса  на товар тем больше, чем ниже цена этого товара, и наоборот.

При определенных условиях существуют товары (товары Гиффена), для которых объем спроса увеличивается при увеличении цены. Для них:  

Изменение спроса происходит при изменении неценовых параметров функции спроса, т.е. аргументов функции (5.1) кроме цены Рi. Рассмотрим некоторые из них.

1. Цены на другие товары. Возможны три ситуации, в каждой из которых спрос будет реагировать по-разному на изменение цен других товаров.

1. 1. Взаимозаменяемые товары. Два продукта i и j - взаимозаменяемы, если между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь: Например, чай и кофе. Рост цен на чай приводит к росту спроса на кофе.

1. 2. Взаимодополняющие (сопутствующие) товары. Два продукта i и j - взаимодополняющие, если между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь: Например, бензин и моторное масло. Если цена на бензин снижается, то спрос на моторное масло повышается.

1. 3. Независимые товары. Для них практически нет зависимости между ценой на один из них и спросом на другой:

2. Доходы и уровень благосостояния покупателей.

2. 1. Нормальные товары - товары, спрос на которые находится в прямой зависимости от изменения денежного дохода, т.е. падает при снижении дохода:Большинство продуктов - нормальные товары

Похожие материалы

Информация о работе