Лекция № 5
Тема: «Основы теории спроса и предложения»
Цель: усвоить основные понятия: спрос и предложение, эффект дохода и эффект замещения, эластичность и взаимодействие спроса и предложения.
План
1. Спрос, факторы спроса
2. Эффект дохода и эффект замещения
3. Эластичность спроса, кривые Энгеля
4. Предложение, факторы предложения
5. Эластичность предложения
6. Взаимодействие спроса и предложения
Литература
1. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория [Текст]: монография / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт-М, 2001. – 384 с.
2. Экономика [Текст]: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. . – М.: Экономисть, 2003. – 896 с.
3. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов. 7-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2001. - 640 с.
4. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: Проспект, 2001. – 448 с.
Содержание лекции
1. Спрос, факторы спроса
Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах и услугах, ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителя в определенный момент времени.
Объем спроса QD - количество товара, которое согласен купить покупатель (отдельное лицо, группа лиц или население в целом) в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К условиям относятся: вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина доходов и накоплений и др.
Цена спроса PD - максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за определенное количество данного товара.
Покупка товара - это жертва, т.е. отказ от покупки некоторого количества других благ (товаров, услуг). Цена товара отражает альтернативную стоимость той жертвы, на которую идет покупатель.
Функция спроса - зависимость объема спроса от определяющих его факторов. В общем виде функция спроса является функцией многих переменных:
(5. 1)
где: объем спроса на i-ый товар;
i =1, 2,..., k;
Т - вкусы и предпочтения покупателей;
P1...Pk - цены товаров;
Y - денежный доход покупателей;
t - время;
пр. ф. - прочие факторы.
Если все факторы, кроме цены Рi , считать неизменными, то получим функцию одной переменной - функцию спроса от цены
QD = QD (Р), (5. 2)
где: QD = ;
Р = Рi.
Эта функция показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах.
Функцию спроса можно задать тремя способами: табличным, аналитическим, графическим. Приведем условный пример такого задания.
1)Табличное задание.
Таблица 1
Табличный вид функции спроса
Р, руб./ кг |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
QD , кг |
250 |
200 |
150 |
100 |
50 |
2)Аналитическое задание.
Например, уравнением прямой
QD = а + в * Р (5. 3)
Для данных в табл. 1 имеем QD = 300 -5*Р
3)Графическое задание.
Для данных в табл. 1 прямая DD, определяемая формулой (5. 3) и представлена на рис. 2.
Замечание 1. Если рассматривается спрос на бесконечно делимый товар, то объем спроса QD - непрерывная функция своих аргументов. Если товар неделим, то QD - целочисленная функция.
Рис. 2. Функция спроса
Замечание 2. Спрос населения - сложное социально-экономическое явление, которое складывается и развивается под влиянием различных по своей природе и взаимосвязанных факторов. При этом, как правило, объем спроса является случайной величиной, которую условно можно представить в виде QD + , где QD соответствует функциональной (неслучайной) зависимости, а - случайная величина. В большинстве случаев стараются «избавиться» от случайной составляющей, например, подбирая параметры функции спроса так, чтобы возникающая при этом ошибка была в некотором смысле минимальна. Всюду далее будем считать такую процедуру выполненной.
Для нормальных товаров эмпирически установлена обратная зависимость между спросом и ценой, которую называют законом спроса: .
Закон спроса – состоит в том, что при прочих равных условиях величина спроса на товар тем больше, чем ниже цена этого товара, и наоборот.
При определенных условиях существуют товары (товары Гиффена), для которых объем спроса увеличивается при увеличении цены. Для них:
Изменение спроса происходит при изменении неценовых параметров функции спроса, т.е. аргументов функции (5.1) кроме цены Рi. Рассмотрим некоторые из них.
1. Цены на другие товары. Возможны три ситуации, в каждой из которых спрос будет реагировать по-разному на изменение цен других товаров.
1. 1. Взаимозаменяемые товары. Два продукта i и j - взаимозаменяемы, если между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь: Например, чай и кофе. Рост цен на чай приводит к росту спроса на кофе.
1. 2. Взаимодополняющие (сопутствующие) товары. Два продукта i и j - взаимодополняющие, если между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь: Например, бензин и моторное масло. Если цена на бензин снижается, то спрос на моторное масло повышается.
1. 3. Независимые товары. Для них практически нет зависимости между ценой на один из них и спросом на другой:
2. Доходы и уровень благосостояния покупателей.
2. 1. Нормальные товары - товары, спрос на которые находится в прямой зависимости от изменения денежного дохода, т.е. падает при снижении дохода:Большинство продуктов - нормальные товары
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.