1.Дайте стилевую характеристику предложенных слов (книжная, разговорно-просторечная
нейтральная), обусловленную способами их словообразования
эгоистичность- книжная; молодец- нейтральная; оптимизм- книжная; молодчина- разговорно-просторечная; наговор- разговорно-просторечная; говорение- разговорно-просторечная; писатель- книжная; ваятель- книжная; столовка- разгворно-просторечная; работник- нейтральное; работяга- разговорно-просторечная; антитела- книжная; ультраправый- книжная; старик- нейтральная; старикан- разговорно-просторечная; старец- книжная; торгово-промышленный- книжная.
2. Определите стилевую принадлежность слов в примерах из «Литературной газеты» и журнала «Крокодил»:
1.Как же специалисты по борьбе с терроризмом узнали этот адрес, от кого? Молчок.-просторечное – просторечное
2. Приморский край. Крошечный, домов в двадцать, прибрежный поселок.- нейтральное
3. Но наши анонимные осуждения, наши тихие разговорчики только смешат проходимцев.-разговорно-просторечный
4. Ессентукский санаторий, кисловодский пансионат неоднократно подвергаются нахрапистому налету «цигано-русского» дуэта.- разговорный
5. Посидеть в машине можно, даже баранку покрутить, если уж совсем невтерпеж.- разговорно-просторечный
6. Нынешний разговор представляется мне особенно значимым также и потому, что имен масштаб нашего времени ставит перед писателем задачи ответные и нелегкие.- книжный
7. Как можно забывать советы тертых руководителей?- разговорно-просторечный
8. Фильм в прокате провалился. –разговорно-просторечный
9. Плотный субъект, свободно развалившийся с глумливой улыбочкой на лице. Такого не забудешь.- разговорно-просторечный
10. Но пришел момент, и шмякнулась на собесовский стол подшивка нужных бумаг.- разговорно-просторечный
11. Поле большое, а управляется вдвоем, потому что никаких заминок с техникой. Не надо чинить, а стало быть, зряшно отвлекаться.- просторечное
12. И вместо того, чтобы кидаться в нервотрепку, сесть бы ему в позу известного глубоко мыслителя да и покумекать, как продержаться с помощью подручных средств- раговоро-просторечный
13. Десяткам граждан хотелось попасть в новый микрорайон, и втискивалось столько попутных клиентов, что , аж высекая брюхом искры из асфальта, трогалась машина в путь.- разговорно- просторечный
14. На свет извлекают «письмецо» некоего очевидца.- книжный
15.«Литературке» не привыкать к разного рода, мягко выражаясь, наскокам.- нейтральное
16. Вся присланная из Иван-города техническая документация была оголтелой липой.- разговорно-просторечный
17. Тут же сбежались любопытные поглазеть на пожар.- нейтральное
18. Короче говоря, он возводил поклеп на честного работягу.- разговорно-просторечная
19. Информация пестрая, противоречивая. Эмоций, глупостей – выше головы. Как в этой каше разглядеть простую, трезвую «информацию к размышлению»? – разговорно-просторечная
.3. Какие слова имеют пометы разг., прост., высок., книжн., офиц., спец.? О чем свидетельствуют данные пометы?
Диссидент - официальный; истекший - высок.; держава – высок.; опт – спец.; отечество – высок.; домината – спец.; заблудший – книжн.; загляденье – книжн.; познать – книжн.; залежь – спец.; кара – высок.; замарашка – прост.; удостоверить – книжн.; кворум – спец.; затемно – прост.; затрещина – прост.; меломан – спец.; заявитель – спец.; здоровяк – прост
Мэтр – высок.; игрун – прост.; иерархия – высок.; наговор – прост.; искомый – книжн.; невольник – книжн.; опросить – офиц.; фанат – разг.; юрисдикция – офиц.
4. Укажите слова и словосочетания или стандартные клише, которые характерны для официально-делового, научного, публицистического стилей.
Наблюдения показывают - научный; курс реформ – публицистический; убеждены, что наше сотрудничество будет плодотворным – официально-деловой; данные приводят к следующим выводам – научный; поручить комиссии подготовить – официально-деловой выводы носят предварительный характер – официально-деловой гарантировать равные права – публицистический; рынок ценных бумаг – официально-деловой; ставим в известность – официально-деловой; в соответствии с законом – официально-деловой.
5. Отметьте функции ударения в данных словах:.
ХлОпок — хлопОк, профЕссора – профессорА, рУки – рукИ, гвОздики — гвоздИки, кУзова – кузовА, белОк – бЕлок, учИтеля – учителЯ, стрелОк – стрЕлок, зАмок – замОк, мУка – мукА, прОклятый – проклЯтый, дирЕктора – директорА, вилОк – вИлок, Орган – оргАн, характЕрный – харАктерный.
В данном случае функции ударения определяют семантику слова.
6. Посмотрите в «Орфоэпическом словаре русского языка» правильное произношение следующих слов с сочетанием –чн- . Укажите слова, в которых наблюдается появление вариантов, и чем оно обусловлено.
Будничный, булочная, сердечный, Ильинична, пустячный, конечно, достаточно, Фоминична, беспечный, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, порядочный, девичник, спичечный, горчичник.
7. Изучите по словарю данные заимствованные слова на предмет твердого или мягкого произнесения согласных перед е. Укажите варианты.
академия бактерицидный бандероль бартер бассейн бенефис бижутерия
бизнесмен бутерброд бухгалтерия декада декан дефис интервью
кодекс компьютер кофе
кредо крем музей пресса
продюсер сессия сервис термин тест термос юриспруденция
8. Используя толковый словарь, найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов в предложениях.
1. Много времени он проводил за учебниками. 2. Правительство обеспокоено увеличением детской преступности. 3. Все верили в победу нашей армии. 4. Он предложил одолжить у кого-нибудь денег. 5. Совет директоров принял решение уменьшить себестоимость серии безалкогольных напитков. 6. За последние годы значительно выросла рождаемость в нашей стране. 7. Сильные дожди нанесли сельскому хозяйству непоправимый вред
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.