-
ГИС и транспорт
-
ГИС и воздушный транспортГИС и железнодорожный транспортГИС и автотранспортГИС и водный транспорт
-
Успех деятельности многих компаний зависит от использования транспортных сетей, по которым перемещаются люди и товары. Применение ГИС в этой области позволяет оптимизировать эти перемещения (расписание загрузки транспортных средств, планирование доставки товаров и т.п.), что является важным условием успешной работы компании.
-
.
-
В сфере транспорта ГИС используются для решения множества задач.
-
управление инфраструктурой и ее развитием;
-
управление передвижением транспортных средств;
-
управление парком транспортных средств;
-
логистика;
-
проектирование и строительство объектов транспорта;
-
конкурентный анализ;
-
моделирование
-
Задачи в аэронавигации: картография, моделирование воздушных коридоров разного уровня, пространственный анализ запретных зон, автоматизированная генерация различных полетных заданий, схем и документов.
-
ГИС и железнодорожный транспорт
-
управление недвижимыми объектами инфраструктуры (энергоснабжение, путевое хозяйство, сигнализация и связь);
-
слежение за поездами и грузами;
-
анализ грузопотоков;
-
мониторинг чрезвычайных ситуаций;
-
информирование пассажиров;
-
маркетинг;
-
оценка рисков;
-
планирование развития сети (распределение средств на ремонт и развитие).
-
ГИС и автотранспорт
-
Городской пассажирский транспорт
-
планирование и анализ маршрутной сети;
-
диспетчеризация;
-
увязка расписаний с другими видами транспорта;
-
опись оборудования на остановках и конечных пунктах;
-
поддержка эксплуатации систем энергоснабжения, сигнализации и связи;
-
составление и анализ отчетов по ДТП;
-
демографический анализ, анализ пассажиропотоков и реструктурирование маршрутов.
-
Перевозка грузов автотранспортом
-
В данном случае можно объединить задачи транспортировки грузов на дальние расстояния (между городами, странами) и внутри одного города:
-
планирование грузопотоков;
-
управление парком автомашин;
-
диспетчеризация;
-
логистика.
-
Автодороги
-
Дороги как элемент инфраструктуры используются практически во всех видах человеческой деятельности.
-
Это немаловажный фактор при принятии многих хозяйственных решений: при организации и оптимизации перевозок, строительстве, хозяйственном развитии, расположении тех или иных объектов.
-
Дорога - это не только дорожное полотно для движения автомобилей, но и целый комплекс технических дорожных сооружений: эстакад, мостов, тоннелей, дорожных знаков и придорожных сооружений.
-
Очевидно, что без использования ГИС будет трудно управлять обилием всех этих объектов.
-
основные задачи
-
анализ транспортной нагрузки и состояния дорожного полотна;
-
выбор оптимальных коридоров для строительства новых трасс;
-
анализ различных стратегий проведения ремонтных работ и распределение средств;
-
совместное отображение и анализ карт и строительных чертежей из САПР;
-
мониторинг за движением и сбор статистики по функционированию подведомственной дорожной сети.
-
ГИС и водный транспорт
-
По режиму работы навигационные системы подразделяются на навигационные и мониторинговые.
-
Навигационная система решает следующие задачи:
-
определяет положение судна;
-
осуществляет поиск объекта на карте;
-
вырабатывает оптимальный маршрут движения до нужного объекта;
-
отображает местоположение судна на карте в процессе движения.
-
Мониторинговые системы выполняют следующие функции:
-
следят за судами в реальном времени;
-
определяют местоположение судов без участия экипажа;
-
отображают положение всех судов на электронной карте;
-
автоматически регистрируют параметры движения судов и т.д.
-
Классификация использования ГИС по функциям
-
а) как информационные системы
-
(визуальные базы данных),
-
задачей которых является
-
хранение информации о
-
пространственных объектах и
-
выдача ее по запросам
-
с визуализацией объектов
-
б) как информационные системы
-
с элементами обработки результатов
-
топографогеодезических съемок,
-
с дальнейшим занесением их
-
в базу данных;
-
в) как комплексы,
-
обслуживающие полный цикл
-
по производству картографической продукции,
-
начиная со сбора и обработки исходнойинформации и заканчивая подготовкой оригинал-макетов карт.
-
Общая классификация ГИС
-
по назначению - в зависимости от целевого использования и характера решаемых задач; по проблемно-тематической ориентации - в зависимости от области применения; по территориальному охвату - в зависимости от масштабного ряда цифровых картографических данных, составляющих базу данных ГИС; по способу организации географических
-
данных - в зависимости от форматов ввода, хранения, обработки и представления картографической информации.
-
По назначению:
-
многоцелевые; информационно-справочные; мониторинговые и инвентаризационные; исследовательские; по принятию решений; учебные; издательские; иного назначения.
-
По проблемно-тематической ориентации:
-
экологические и природопользовательские; социально-экономические; земельно-кадастровые; геологические; инженерных коммуникаций ;
-
городского хозяйства; чрезвычайных ситуаций; навигационные; транспортные; торгово-маркетинговые; археологические; иной проблемно-тематической ориентации.
-
.
-
По территориальному охвату :
-
глобальные;
-
общенациональные;
-
региональные;
-
локальные;
-
муниципальные.
-
По способу организации географических данных
-
векторные; растровые; векторно-растровые; трехмерные.
Свойства ГИС
2. Операционно-функциональные
возможности
1. Пространственность
3. Прикладная ориентация
(проблемная и предметная)
4. Географический
принцип организации
информации
Пространственность ГИС
Система координат
Проекция
Геокодирование
Масштабирование
Пространственное
разрешение
-
Общие функциональные
-
возможности ГИС
-
ГИС выполняют следующие
-
основные функции:
-
1 - функции автоматизированного картографирования (АК); 2 - функции пространственного анализа (ПА); 3 - функции управления данными (УД).
-
Функции АК
-
Работа с картографическими данными:
-
отбор,
-
обновление и
-
преобразование
-
для производства высококачественных
-
карт и рисунков.
-
Функции АК должны включать:
-
векторно-растровые преобразования,
-
преобразования координатной системы,
-
картографических проекций и масштабов, "склейки" отдельных листов