- обосновал самобытность развития многих мировых культур, представив историю в виде смены различных культурно-исторических типов
-
Последовательно сменяли друг друга, либо соприкасаясь, либо ничего не зная о существовании других 10 различных культур, жизнь которых, подобно любому организму, самоценна и проходит фазы рождения, становления, зрелости, упадка и смерти.
-
Такую картину мира нельзя измерить ценностями прогресса, предполагающего однолинейное и одинаковое для всех развитие.
4. Основные концепции исторического процесса
-
О. Шпенглер «Закат Европы»
-
Стремился доказать уникальность каждого типа исторического развития, не отрицая при этом наличие типических черт и сходных периодов в мировой истории.
-
Ограничил сроки существования отдельной культуры примерно тысячей лет.
-
Особо был выделен переход от стадии роста и творчества к стадии «цивилизации», периоду, когда культура, реализовав свой лимит развития, остывает», неотвратимо двигаясь к гибели.
4. Основные концепции исторического процесса
-
А. Тойнби
-
продолжил разработку проблем культурно-исторической типологизации, выделив более двадцати цивилизаций наряду с «примитивными» и «задержанными» в развитии обществами.
-
Причины возникновения локальных культур он усматривал в «вызовах» окружающей среды - тяжелых природных условиях или воинственных соседях, побуждающих определенный народ «давать ответ», прилагая экстраординарные усилия по созданию собственной цивилизации.
-
Основным катализатором создания и развития цивилизации является «творческое меньшинство».
4. Основные концепции исторического процесса
-
Л.Н. Гумилев. Концепция этносов.
-
Этнология - наука, изучающая жизнь отдельных этносов(народов).
-
Анализирует все фазы существования этноса. Строго регламентирует протекание этногенеза.
-
Проблема первопричины исторического движения: поступление внеземной энергии периодически производит «пассионарные толчки», в результате на определенных территориях появляются пассионарии. Именно пассионарии ломают старую традицию и создают новые этносы, и все протекание этногенеза есть процесс затухания полученного пассионарного импульса, естественным финалом которого является состояние полного гармонического равновесия с окружающей средой. .
5. Проблема особенностей исторического развития России в исторической литературе
-
Истоки отечественной исторической науки уходят в начало летописания на Руси. Летопись - жанр оригинальный, существовавший только на Руси.
-
Самой ранней из дошедших до нас летописей является «Повесть временных лет».
-
Главная идея «ПВЛ» – происхождение народа и государства. Составитель этого летописного свода ставил перед собой задачу не только описать события в их хронологической последовательности, но и определить место Руси в мировой истории.
5. Проблема особенностей исторического развития России в исторической литературе
-
Настоятельная потребность определить место России среди иных государств возникла в период образования и становления единого централизованного государства.
-
В связи с образованием государства возрос авторитет Руси на международной арене. Это привело к более тесному включению истории в мировую жизнь, что потребовало расширение круга источников, принятие новых законов, появлению новой идеологии.
-
Появляется теория «Москва - третий Рим», не только ставившая акценты в понимании места России в мировом историческом процессе, но и доказывающая родство российских государей с византийскими императорами.
5. Проблема особенностей исторического развития России в исторической литературе
-
С начала XVIII в. мы вправе говорить о превращении исторических знаний в историческую науку.
-
Василий Никитич Татищев (1686 – 1750). С его именем связано начало российской исторической науки как таковой. Ему принадлежит первый обобщающий труд по российской истории: «История Российская с самых древних времен».
5. Проблема особенностей исторического развития России в исторической литературе
-
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826)
-
«История государства Российского»
-
был поставлен вопрос о цивилизационной самобытности России
-
противопоставил исторический опыт своей страны и созданные ею формы социальной, политической и культурной организации образцам европейской жизни
-
обосновывал необходимость и прогрессивную роль самодержавия в России
-
как и просветители, считал, что просвещенный монарх – оплот надежности