Основные понятия логики. Умозаключение как форма мысли. Правдоподобные умозаключения. Дедуктивные умозаключения

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Фрагмент текста работы

Раздел 2. Основные понятия логики

Содержание:

2.1. Понятия и определения

2.2. Суждение как форма мысли

2.3. Сложные суждения

2.4. Умозаключение как форма мысли

2.5. Правдоподобные умозаключения

2.6. Дедуктивные умозаключения

2.1. Понятия и определения

2.1.1. Что такое «понятие»

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные и отличительные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

Понятие — эт о форма абст ракт ного мышления.

Главное в понятии — признаки предмета, т о ест ь, в чем предмет ы сходны друг с другом или от личны друг от друга. Признаки бывают существенные и несущественные, отличительные и неотличительные. В понятии отражается совокупность существенных (необходимых) признаков.

Отличительные признаки — эт о признаки, присущие т олько предмет ам данного класса (речь, способност ь т рудит ься, создават ь мат ериальные и духовные ценност и, как от личит ельные признаки человека).

Неотличительные признаки — принадлежат не т олько данным предмет ам (т еплопроводност ь, элект ропроводност ь и т .п.).

Языковая форма выражения понятий — слова или словосочетания (группы слов). Выделяются:

а) омонимы — слова, имеющие одинаковое звучание и написание, но различные по значению («рысь», «коса», «мир» и т.д.);

б) синонимы слова с одинаковым значением, но различным звучанием и написанием (враг — недруг, глаз — око, хворь, болезнь).

2.1.2. Приемы формирования понятия

Основными логическими приемами формирования понятий являются:

— анализ,

— синтез,

— сравнение,

— абстрагирование, — обобщение.

Анализ — эт о мысленное расчленение предмет ов на их сост авные част и или мысленное выделение в них признаков.

Синтез — эт о мысленное соединение признаков (сост авных част ей) в единое целое предмет а.

Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Абстрагирование — это мысленное выделение одних и отвлечение от других признаков предмета (как правило, выделение существенных и отвлечение от несущественных признаков). Обобщение — это мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

Любое понятие имеет содержание и объем.

Содержание понятия — это совокупность основных существенных признаков предмета или класса однородных предметов.

Объем понятия — это класс обобщенных в нем предметов (животные).

2.1.3. Отношения между понятиями

Класс состоит из отдельных объектов — элементов. В классе существует множество предметов, которое может быть конечным и бесконечным (множество планет Солнечной системы — конечное множество; множество натуральных числе — бесконечное множество).

Множест во (класс) А называет ся подмножест вом (подклассом) множест ва (класса) В, если каждый элемент класса А являет ся элемент ом В.

Такое отношение между подмножеством А и множеством В называется отношением включения класса А в класс В и записывается так: А ⊂ В (это отношение вида и рода, например: «ель», «дерево»). Отношение принадлежности элемента а классу А записывается так: а

∈А (например, а — «Байкал», А — «озеро»).

Классы А и В являются тождественными, если А ⊂ В и В ⊂ А, что записывается в виде: А = В.

В формальной логике существует закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия: чем шире объем понятия, тем уже его содержание и наоборот. Это означает, что:

а) объем одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть (например,

"моторная лодка" — "лодка");

б) чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав.

Например,

2.1.4. Группы понятий

Понятия по объему и содержанию делятся на отдельные группы: а) по объему:

— единичные (объем равен одному элементу);

— универсальные (объем равен классу);

— пустые (объем равен пустому множеству — «Баба-Яга»);

— общие (число элементов более одного);

б) по содержанию (парные понятия):

— конкретные                — абстрактные;

— относительные        — безотносительные; — положительные        — отрицательные; — собирательные        — несобирательные.

В конкретных понятиях отражены отдельные предметы или классы предметов (и материальных, и идеальных). Например:

«землет рясение», «свидет ель», «романс».

В абстрактных понятиях мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета (белизна, честность).

В относительных понятиях существование одного предмета предполагает

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Логика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
805 Kb
Скачали:
0

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.