1. Понятие о способностях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2;
2. Способности и деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3;
3. Виды способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4;
4. Способности и личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5;
5. Природные предпосылки развития способностей . . . . . . . . . . . . .5;
6. Условия развития способностей у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6;
7. Теория Эфроимсона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15;
8. Умными не рождаются . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16;
9. Крупные младенцы самые умные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17;
10. ХОТИТЕ РОДИТЬ ГЕНИЯ? ТОГДА НЕ СПЕШИТЕ РОЖАТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17;
11. Созидание талантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18;
12. Для учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21;
13. Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23;
14. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24;
Основанием говорить о наличии у человека способностей к какой-то деятельности служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижения. Но почему при всех прочих равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают какой-либо деятельностью и добиваются в ней больших успехов, чем другие? Дело в том, что каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструктивная, математическая, литературная и т.д.) предъявляет человеку определённые требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Одни люди могут обладать соответствующими качествами, у других они могут быть слабо развиты. Если люди обладают такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это и значит, что они способны к этой деятельности.
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.
То есть способности, во-первых, – это то, что отличает одного человека от другого. Во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности. Поэтому длинные, гибкие пальцы (особенности пианиста) или высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельности.
К способностям относятся, например. Музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое конструктору или инженеру; быстрота двигательных реакций, необходимая для занятий некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца.
Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они формируются на базе тех или иных особенностей личности, включают эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (педагогический такт, математическая направленность ума).
Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Например, литературные способности включают в себя, помимо эстетической позиции, впечатлительность, наблюдательность, образную память, творческое воображение, способность к точному и выразительному языку.
Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы за счёт усиленного развития других, а также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.
Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей.
Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влияние обучения и воспитания. Иными словами, способности – прижизненное, а не врождённое образование.
В ходе исторического развития человеческого общества возникали новые потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей.
Способности неразрывно связаны со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны, способности зависят от знаний, умений, навыков; с другой стороны, знания, умения, навыки зависят от способностей. Способности позволят быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями, навыками. Например, в процессе приобретения математических знаний, умений и навыков развиваются такие способности, как математическая память, способность к геометрическим пространственным представлениям, способность к логическому мышлению и т.д. С другой стороны, при наличие хорошей математической памяти, способностей к логическому мышлению овладение знаниями, умениями и навыками происходит легче, быстрее и успешнее.
Но недостаточное знание неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Поэтому учителю нужно быть особенно внимательным. Такое произошло с великим русским художником Суриковым; Гоголем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.