При постановке мины с самолета в момент ее удара о воду отделяются стабилизатор и обтекатель. Мина благодаря скосу головной части корпуса резко разворачивается в воде и, теряя скорость, ложится на грунт в горизонтальном положении. При погружении мины на глубину 4 м срабатывают гидростатические механизмы ПП и запускаются временные замедлители. После от работки временного замедления контакты ПП замыкаются и к источникам питания подключается ДЧМ, который начинает отработку установленной срочности. После отработки ДЧМ замыкаются его контакты и источники питания подключаются на схему НВ. Мина приходит в боевое состояние. Проходящий корабль воздействует на воспринимающие устройства обобщенного дежурного канала, т. е. на индукционную катушку (ИК) и приемник низкой частоты (ПНЧ) или на одно из этих воспринимающих устройств. В воспринимающих устройствах возникают электрические сигналы, которые, пройдя усиление, поступают на исполнительную часть Дежурного канала, а затем на реле P1 Срабатывание реле обеспечивает приведение боевого канала в рабочее состояние. Воздействие на приемную камеру ГДП зоны пониженного давления гидродинамического поля корабля вызывает замыкание контактов ГДП, что обеспечивает подключение питания на запальное устройство (если не производилась установка кратности) и взрыв мины.
Противотральная устойчивость минных заграждений из якорных мин может усиливаться применением минных защитников. В конструкции минные защитники сходны с якорными корабельным, минами. Но вместо мины к минрепу (буйрепу) крепится буй (рис 1 14), в нижней части которого размещен реактивный двигатель. На буйрепе 3, выполняющем одновременно и роль антенны, размещаются подрывные патроны 4 (от 1 до 5 шт.). При касании тралом 1 буйрепа (антенны) происходит запуск двигателя буя и отсоединение нижней части буйрепа от корпуса 6 защитника. Буй вместе с антенной (буйрепом) устремляется вверх и подводит ближайший патронок тралящей части. После срабатывания патрона и разрушения буйрепа, которое произойдет одновременно с перебиванием тралящей части трала, от корпуса автоматически отделяется следующий буй и минный защитник приходит снова в боевое положение.
Рис. 1.14. Принцип действия минного защитника:
1 - трал; 2 - буй; 3 - буйреп 4 - подрывные патроны; 5 - подвахтенный буй; 6 - корпус; 7 - якорь.
В определенных тактических условиях целесообразно иметь в минном заграждении такие мины, которые можно было бы неоднократно переводить из опасного ("О") положения в безопасное ("Б") и обратно со значительного расстояния, (до нескольких десятков миль). Такие возможности обеспечиваются системой теле управления минами (СТМ), которая обеспечивает многократный перевод мин из состояния "О" в состояние "Б" и обратно и. кроме того, взрыв при любом состоянии мины. Телеуправление производится подачей кодированных по времени подводных взрывных сигналов с помощью специальных шифр-зарядов. СТМ состоит из приемной аппаратуры, размещаемой в мине (акустический приём ник, аппаратура управления, источники питания, устройство ответных зарядов), средств передачи команд (шифр-зарядов) и аппаратуры приема сигналов обратной информации, устанавливаемой на управляющем заграждением корабле (самолете вертолёте). Перед сбрасыванием комплект шифр-зарядов подключается к специальному пульту, который производит одновременный запуск часовых механизмов в шифр-зарядах. Затем шифр-заряды сбрасываются в воду. После отработки установленного на часовом механизме (в соответствии с кодом) времени каждый шифр-заряд взрывается. Приемная аппаратура мины в соответствии с заданным кодом управления (сигнал должен поступить в рабочий цикл программного устройства дешифратора) принимает взрывные акустические сигналы и приводит мину в положение "Б", "О" или "Взрыв", обеспечивая отключение (подключение) источников питания мины к схеме взрывателя или подключение напряжения прямо на запальное устройство. С переводом мины в положение "О" или "Б" срабатывает устройство ответных зарядов, размещенное в мине. Взрыв ответного заряда принимается аппаратурой приема сигналов обратной информации, что дает возможность убедиться в выполнении переданной мине команды.
Следует особо отметить, что среди большого числа образцов мин, состоящих на вооружении флота, в настоящее время важное место начинают занимать самодвижущиеся широкополосные мины, как наиболее полно отвечающие современным условиям боевых действий на просторах Мирового океана. К таким минам относятся реактивно-всплывающие, автоприцеливающиеся и самонаводящиеся. Каждая из этих мин обладает (благодаря двигателю, системе автоприцеливания или самонаведения) способностью перекрывать значительно больший участок водной среды, чем обычная якорная или донная мина, что приводит к снижению расхода мин при создании минного заграждения. Одна реактивно-всплывающая мина защищает столб воды над собой 150-200 м автоприцеливающаяся - водный объем над собой радиусом 200-300 м, а самонаводящаяся (практически являющаяся торпедой, стоящей на якоре) - зону радиусом 500-1000 м. Расширение полосы, перекрываемой одной миной, позволяет создать необходимое минное заграждение в более короткие сроки и меньшим числом носителей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.