Тема 3. системна модель побудови ОРГАНИЗАЦИИ
1. Факторы проектирования организации
1.1 Внешняя среда
1.2 Технология производства
1.3 Стратегический выбор
2. Элементы проектирования организации
2.1. Разделение труда и специализация
2.2. Департаментизация и кооперация
2.3. Связи в организации и координация
2.4. Масштаб управляемости и контроля
2.5. Иерархия в организации и ее звенность
2.6 Распределение прав и ответственности
2.7. Централизация и децентрализация
2.8. Дифференциация и интеграция
1. Факторы проектирования организации
Выделяется четыре группы ситуационных факторов:
• внешняя среда, т.е. все то, что окружает организацию;
• технология работы в организации;
• стратегический выбор организации в отношении, ее целей;
• поведение работников.
Рис.3.2 Ситуационные факторы проектирования организации
Изображенные на рис. 3.2 факторы могут в отдельности или в | комбинации влиять на решения по проектированию организации через те компоненты, которые заключены в каждом из них.
1.1. Внешняя среда состоит из двух уровней: общее окружение и непосредственное окружение, их характеризует сложность и динамизм.
Четыре типа ситуаций, каждая из которых наиболее соответствует тому или иному виду бизнеса. ( Рис. 3.3). Ситуация низкой неопределенности (квадрант 1 на рис. 3.3), является наиболее благоприятной для организации.
1 Ситуация низкой неопределенности Факторов мало Факторы схожи Факторы не меняются (производство соли) |
2 Ситуация умеренной неопределенности Факторов много Факторы не схожи Факторы не меняются (нефтепереработка) |
Ситуация умеренно высокой неопределенности Факторов мало Факторы схожи Факторы постоянно меняются (товары народного потребления) 3 |
Ситуация высокой неопределенности Факторов много Факторы не схожи Факторы постоянно меняются (производство ЭВМ ) 4 |
Низкая
Степень динамизма
внешнего окружения
Высокая
Низкая Степень сложности внешнего окружения Высокая
Рис. 3.3 Типы ситуаций в зависимости от внешней среды
Ситуация умеренной неопределенности (квадрант 2 на рис. 3.3), является уже более напряженной, вносит элемент значительного риска в процесс принятия решения, подталкивает руководство к альтернативности в действиях. Чтобы эффективно управлять, руководители в данной ситуации нуждаются в серьезной подготовке и наличии опыта.
Ситуация умеренно высокой неопределенности (квадрант 3 на рис. 3.3), требует от руководства и самой организации достаточной гибкости, в силу частого изменения характера взаимодействия с факторами внешней среды.
Ситуация высокой неопределенности (квадрант 4 на рис. 7.2), представляет собой наибольшую трудность для управления организацией, так как внешняя среда полна неопределенных ситуаций, требует высочайшего уровня подготовки, аналитических способностей и интуиции. только в рамках сложно устроенных организаций.
1.2. Технология работы
Проектирование организации связано с технологией работы по двум направлениям: разделение труда и группировка работ, т.е. создание подразделений.
Четыре типа связи между работами в организации: складывающаяся, последовательная, связанная, групповая.
При складывающейся взаимозависимости работ в организации каждое подразделение является относительно автономным и делает свой вклад в общее дело организации.
Последовательная взаимозависимость работ появляется в организации тогда, когда одно подразделение должно закончить свою часть работы прежде, чем она поступит в другое или другие подразделения.
Связанная взаимозависимость требуется в ситуации, в которой конечный результат работы одного подразделения становится началом в работе другого, и наоборот.
Групповая взаимозависимость. Работы не перемещаются из отдела в отдел, а вся работа выполняется совместно работниками, представляющими вовлеченные отделы при высокой степенью неопределенности.
Рис. 3.4. Типы взаимозависимости работ
Современные информационные технологии существенным образом изменили построение многих организаций, позволив им эффективно решать проблемы взаимозависимости работ требующим большого обмена информацией между исполнителями. Создание гибких производственных систем (ГПС) объединяя мелкосерийное, массовое и опытное производство.
1.3. Стратегический выбор
А.Чандлер сформулировал принцип, согласно которому проектирование организации должно соответствовать стратегии, выбранной фирмой.
Дж. Гелбрейт определил элементы современного организационного проектирования, а также влияние стратегии на дизайн организации и влияние дизайна на стратегию организации (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Взаимосвязь между стратегией и организационным дизайном
Области стратегического выбора. Первая — идеология управления, ценности и принципы, которые определяют развитие горизонтальных связей, масштаб управляемости, количество уровней иерархии, звенность организационной системы, централизацию и децентрализацию.
Вторая область — потребители, индивидуальные и «организованные» находят отражение во всех элементах проектирования. Переход организации от стратегии, ориентированной на изготовление продукции, к стратегии, ориентированной на удовлетворение потребностей клиентов, требует от нее радикального перепроектирования и изменения деятельности.(рис.3.6).
Ответственность Ответственность
Рис. 3.6. Влияние ориентации на потребителя на проектирование организации
Третье — рынки сбыта и территориальное размещение производства.
Рис. 3.7. Влияние стратегий на организационную эволюцию
2. Элементы проектирования организации
• разделение труда и специализация;
• департаментизация и кооперация;
• связи между частями и координация;
• масштаб управляемости и контроля;
• иерархия организации и ее звенность;
• распределение прав и ответственности;
• централизация и децентрализация;
• дифференциация и интеграция.
Проектирование организации можно сравнить со строительством «организационного здания».
Рис. 3.8. Элементы построения «организационного здания»
С. Паркинсон: «Наука доказала, что административное здание может
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.