СУБД MS Access: создание и настройка свойств таблиц, проектирование базы данных. Основы проектирования и работы с таблицами реляционных баз данных (БД) средствами СУБД MS Access, страница 2

Название поля

Тип

данных

Некоторые

свойства

Примечание

КодСтудента

Числовой

Последовательные целые числа, индексированное поле

Внешний ключ для связи с таблицей «Студенты»

ДатаОплаты

Дата/Время

Краткий формат даты; индексированное поле

Дата получения денег вузом

СуммаОплаты

Денежный

Число десятичных знаков 0; условие на значение >0; индексированное поле

Сумма, перечисленная студентом вузу

Цель

Текстовый

Размер поля – 30 символов, индексированное поле

Внешний ключ для связи с таблицей «Назначение оплат»

2 Установление связей между таблицами

Установить связи между таблицами, задействовав механизмы обеспечения целостности данных (тип всех связей один-ко-многим):

«Города» и «Улицы» связать по полю КодГорода.

«Города» и «Студенты» связать по полю КодГорода.

«Улицы» и «Студенты» связать по полю КодУлицы.

«Факультеты» и «Студенты» связать по полю СокрНазваниеФак.

«НазначениеОплат» и «Платежи» по полю Цель.

«Студенты» и «Платежи» связать по полю КодСтудента.

3 Создание полей с подстановкой

В таблице «Студенты» создать поля с подстановкой названий городов, улиц, сокращенных названий факультетов (соответственно, на основании данных таблиц «Города», «Улицы», «Факультеты»). В таблице «Платежи» создать поле с подстановкой наименования цели оплаты (на основании данных таблицы «НазначенияОплат»).

4 Работа с данными в таблицах

Заполнить данными описанные выше таблицы, определяющие структуру БД «Платежи студентов».

Заполнение осуществлять в следующем порядке: сначала вносятся данные в таблицы, стоящие на стороне отношения один (таблицы-справочники), потом – в таблицы, стоящие на стороне отношения многие (оперативные таблицы).

5 Контрольные задания

5.1 Сортировка и фильтрация данных в таблицах

Для выполнения задания использовать кнопки панели инструментов «Сортировка и фильтр» в режиме просмотра таблиц.

Отобрать из таблицы «Студенты» следующую информацию (при необходимости, изменить данные в этой таблице для тестирования фильтра): данные о всех студентах заданного факультета из заданного города, отсортированные по фамилиям в алфавитном порядке.

5.2 Создание полей с подстановкой

Создать в таблицах поля с выбором значений из раскрывающегося списка (поля с подстановкой), содержащего 10 значений (при необходимости, сделать копию таблицы, где создается подстановка): таблица «Студенты», поле Фамилия;

5.3 Создание индексов

1)  Создать копию таблицы «Студенты» под именем «Студенты1». Для таблицы «Студенты1» удалить существующий индекс и создать составной уникальный индекс, содержащий несколько полей: Фамилия, Имя, Отчество.

Протестировать работу созданного индекса – убедиться, что создан уникальный индекс.

1.  Для того, чтобы создать новую таблицу нужно в окне базы данных выбрать вкладку Создание, после чего нажать на копку Таблица (рисунок 1).

Рисунок 1 – Создание новой таблицы

Для редактирования таблицы использовался режим конструктора. В этом режиме были настроены все таблицы согласно заданию, а именно: заданы названия полей, их тип, некоторые свойства и примечания. Также было указано ключевое поле (рисунок 2).

Рисунок 2 – Задание настроек таблицы в режиме конструктор

2.  Для установления связей между таблицами необходимо перейти во вкладку Работа с базами данных и выбрать Схема данных. Далее необходимо установить связь между отдельными таблицами по определенному полю (рисунок 3) и задать их тип (рисунок 4).

Рисунок 3 – Создание связей между таблицами

Рисунок 4 – Задание настроек для связей

На рисунке 3 выбран тип отношения один-ко-многим, т.е. в одном городе может быть множество улиц. Также установлены свойства обеспечение целостности данных, каскадное обновление связанных полей и каскадное удаление связанных полей. Суть первой опции заключается в том, что при изменении или удалении первичного ключа выдается сообщение о том, что это действие невозможно или произойдет изменение данных в связанной таблице. Вторая опция автоматически меняет связанный вторичный ключ, если изменяется первичный, а третья при удалении удаляет все записи, связанные с первичным ключом.

Для выполнения сортировки и фильтрации данных необходимо выбрать вкладку Дополнительно – Расширенный фильтр в режиме просмотра таблиц   (рисунок 4), указать условия отбора и тип сортировки (рисунок 6).

Рисунок 5 – Вкладка дополнительно с выбором «Расширенный фильтр»

Рисунок 6 – Задание сортировки и условий отбора

Результат работы фильтра показан на рисунке 7.

Рисунок 7 – Данные, отобранные с помощью фильтра

Для создания в таблице поля с подстановкой необходимо в режиме «Конструктор» выбрать вкладку «Подстановка» для нужного поля и задать параметры (рисунок 8).

Рисунок 8 – Задание параметров подстановки

Задав уникальный индекс (рисунок 9) на вкладке Индексы в режиме «Конструктор», повторяющиеся данные нельзя будет внести в таблицу (рискноук10).

Рисунок 9 – Создание уникального индекса

Рисунок 10 – Сообщение о невозможности создания записи

Рисунок 11 – Таблица «Студенты»

Рисунок 12 – Таблица «Города»

Рисунок 13 – Таблица «Платежи»

Рисунок 14 – Таблица «Улицы»

Рисунок 15 – Таблица «Факультеты»

Выводы:  В ходе лабораторной работы были изучены основы проектирования и работы с таблицами реляционных баз данных (БД) средствами СУБД MS Access. Также были созданы поля с подстановкой и уникальные индексы и заданы связи между таблицами. В тоже время были сделаны фильтры для отбора записей по определенным полям.