О трех первоначальных субстанциях. Сирийская школа неоплатонизма (Основатель Ямвлих). Афинская школа (основатель Плутарх Афинский)

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

V. 1 О трех первоначальных субстанциях.

Плотин в этом трактате обращается к образу огня и говорит, что у огня две теплоты, одна ему имманентна присуща, другая – та, которую он распространяет в вещах (как энергия огня).

Первая ипостаси это ум, а не единое. Вторая – сущности (душа и космос).

Первый шаг души на путик к Единому – осознание того, что её нынешнее существование (в отдельности от отца) не естественно.

Украшать (для античного философа) значит упорядочивать, красота тождественна порядку.

Все Души суть одна душа.

Космос живой, божественный. Все звезды суть Боги.

У Ума есть два аспекта – умопостигающий и умопостигаемый.

Первым наследником Плотина был Порфирий. Его заслугой считается издание эннеад. Хотя некоторые его считают философом, первым использовавшим аллегорию. У Порфирия есть трактат «О пещере Нимф» (на основе отрывка из Гомера), на основе этого трактата Порфирия пытается построить аллегорию мира. Порфирий интересуется демонами и различными скоплениями духов.  К христианам Порфирий относился крайне негативно.

Помимо школы Порфирия, существует параллельно ещё 3 школы:

- Сирийская школа неоплатонизма (Основатель Ямвлих). В основе пифагорейская традиция а главным методом теургия (практическая философия, позволяющая приблизиться к Богу, посредством некоторых магических практик).

- Пергамская школа (основатель ученик Ямвлиха – Эдесий). Получила свою известность благодаря Юлиану Отступнику (император Рима). С его правлением связано возвращение христианизировавшейся римской империи к язычеству.

- Афинская школа (основатель Плутарх Афинский). Вслед за Плутархом идет Сереан, а после него Прокол, отличавшийся физической силой и оставивший после себя многие сочинения (в виде геометрического трактата). Прокол составил несколько обширных комментариев к диалогам Платона. Ещё примечательны Дамасский (трактат о первоначалах) и Симпликий (тоже комментатор диалогов Платона). На Симпликии оканчивается история платонизма и история академии, он уезжает из Афин и продолжает писать свои трактаты уже как свободный автор.

Для Плотина мир идей был бытием, был живым. Бытие, мир и ум четко различаются в мысли.

Первооснова теологии Прокла. Разрабатывает карта духовного мира, где все главные принципы излагаются в 211 пропозициях. Во главе системы стоит Единое, это сверхсущее единое, Благо и Бог. В след за этим трансцендентным стоят некие опосредованные сущности.

Генады как Боги являются вершинами различных родов сущего, и этих генад 6. Во-первых, существуют умопостигаемые генады (интеллигибельные генады) это тоже само, что Бытие. Во-вторых, умопостигаемое мыслящее (интеллектуальное интеллигибельное), т.е. Жизнь. Следующий род сущего – мыслящие Генады, что = Уму. Далее следуют надкосмические Генады – души. Околокосмические генады – природа. Внутрикосмические генады – тела и космос.

Единое есть нечто трансцендентное. Каким образом сделать вещи причастным Единому, если само единое всегда трансцендентно. Для этого они и вводят Генады. Генады это единое, которое умножается, будучи соотнесенное с иным, не тождественным себе. Генады в отличие от Единого могут быть познаны, но только через свои следствия. Если опускать дальше от Генад вниз, то мы получаем все порядки – Генада, которая рождает души – рождает нам мировую душу.

Сверхсущее единое. Генады. Умопостигаемые Боги. Мыслящие Боги. Надкосмические Боги и мыслящие души. Околокосмические Боги. Внутри космические Боги (ангелы, демоны, герои). Частичные души. Одушевленные тела.

Цель теурга, через материальные субстанции привести в движение всю цепочку симпатий. Неоплатоники, владея теургическими практиками, могли обеспечить магическое единение любого человека с Божественной сущностью. Прокл отказывается от той точки зрения, что материя это зло. Для Прокла материя причастна к единому, и возникает через ослабевание эманации. Он характеризует её как нехватку, недостаток Блага. Десубстанцивация зла – зла нет, есть только нехватка добра. Алхимия возникает в период возрождения и тяготеет к позднему неоплатонизму.

Последний языческий философ - это Дамасский. Он создал учение о Боге как абсолюте. Бог для него Единое, но описывается он как невыразимое первоначало. Он превышает всю иерархию бытия.

Христианская философия.

Христианская философия датируется 2 веком нашей эры. Можно выделить несколько её важных признаков:

1. Теоцентризм, в форме логоцентризма. Началом и концом всех размышлений о мире является Бог, который открыл себя человеку в качестве слова. Весь мир мыслится результатом творения логоса, т.е. Бога.

2. Креационизм. Фундаментальная идея творения из ничего, которая абсолютна противоположна аксиоме всей античной философии, что «из ничего, ничего не происходит» и так полагает вся античная философия вплоть до Плотина и Прокла.

3. В христианстве антропологизм, который нужно отличать от антропологизма ренессансного гуманистического. Человек мыслится как созданный по образу Бога. ОН есть царь мира и призван Богом к спасению. Человек есть личность (или персона), состоящая из разумной души и тела - это две его природы, которые объединены в одной личности. Человек будет спасен как личность, т.е. речь идет об обожении человека.

4.Провиденциионализм. История мыслится не как цикл или круг, в котором все начинается с начала, в котором ничего не происходит, история мыслиться как линия, ведущая к творению мира, к грехопадения, к боговоплощение, к искуплению, от искупления к страшному суду. История никогда не кончается, потому что её нет.

5. Традиционализм. Опора на авторитет отцов и писания. Два столпа истины. Доминирующим жанром становится комментарий на священное писание.

Периодизация:

1. Патристика (учение отцов церкви). Со 2 по 7 век. Туда входят, прежде всего, апологеты, Минуций Феликс, Ориген, Юстин философ и мученик. Христианство обосновывало своё существование перед язычеством.

а)5-6 век Христоологические споры, т.е. споры о природе Христа. б) 7 век – иконоборческие споры.

2. Схоластика (?)

Отцы церкви – святость жизни, древность, ортодоксальность учений, официальное признание церкви. Истинность корпоративна и принадлежит всем религиозному сообществу.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
18 Kb
Скачали:
0