История понятий «techne» и «ars» в античности, в средние века и в эпоху Возрождения. История понятия «свободные искусства» и «изящные искусства»: проблема различия

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

1.  История понятий «techne» и «ars» в античности, в средние века и в эпоху Возрождения

Современное понятие «искусство» хотя  и произошло от латинского "ars", а она – греческого "techne", однако они не означают одно и то же. "Тechne" в Греции, "ars" в Риме и в Средневековье, даже еще в начале Нового времени, в эпоху Возрождения значили умение делать что-либо. Т.е. искусство строить дом, корабль. Делать посуду, шить и т.п. – это работа по строгим правилам, исключающее вложение личности, выражение индивидуальности. Делание чего-либо не по правилам не считалось искусством, но его противоположностью. Например, в ранней Греции поэзия считалась вдохновением Муз и не включалась в понятие искусства. Искусство – не только готовая продукция, но и умение его производить, а также знания о  чем-либо (так, грамматика и логика-искусства).  т.е. раннее понятие более широкое, нежели современное. В средние века Ars принималось как искусства высокие, не требующие физического приложения (грамматика, риторика, поэзия), при том скульптура и живопись считались механическими. В эпоху Возрождения происходит 2 важные вещи: от понятия «искусства» отделяется наука и ремесло, оставшееся же в пределе этого понятия начинает восприниматься, как единое целое, присоединяется поэзия (с 16 века, когда был на итальянский был переведен труд Аристотеля «поэтика», где он причисляет её к искусствам). Люди искусства (в современном понятии) начали сами себя отделять от ремесленников, считая себя лучше (+экон. Ситуация в ср.века способствовала сложению денег в искусство больше, чем во что-либо => процветание искусств)

2.  История понятия «свободные искусства» и «изящные искусства»: проблема различия.

Древние схоласты не разделяли ремесло и творчество, а называли совокупность любой деятельности, соответствующей определенным правилам - «искусства». Однако они делили все искусства на те, что требуют только умственного труда (liberalis, т.е. свободные) и те, что требуют также физических усилий (vulgares – простые). В дальнейшем простые искусства стали называться механическими, а свободные искусства в средние века пошли под крыло понятия Ars ( 7 видов свободных искусств - грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Было стремление свести и механические искусства к семи, однако их значительно больше, и список механических искусств всегда изменялся, критерием значимости того или иного механического иск-ва была его «полезность». Потому живопись и скульптура, хотя и считались искусствами, не попали ни в ту, ни в другую категорию (система знаний, не приносящая значимой пользы, но требующая знания теории). Впервые понятие «изящные искусства было использовано относительно платических искуства, а в 17 веке Франсуа Блонделем объединил под этим названием архитектуру, поэзию, произношение, комедию, живопись, скульптуру, к которым в дальнейшем добавил музыку и танец, т.е. включил туда только благородные искусства. (благородными в 12 веке назвали музыку, живопись, танец), те. То, что не ремесленное и воздействует на высшие наши чувства. Таким образом, свободные искусства – все, что не используют физического труда, так, сюда не входит скульптура или живопись. Основанием служит метод. В изящных искусствах же основанием служит оценка «благородства» того или иного искусства – какой цели оно служит. Итого в XIX их выделили 7 - живопись, скульптуру, музыку, поэзию и танец, архитектуру и риторику (Баттё).

3.  Виды искусств и проблема классификации

У современного человека уже не возникает сомнения, что искусство представляет собой нечто цельное и противопоставлено другим видам деятельности человека (например, науке или трудовой деятельности), в отличие от  античного и современного представления, объединяющего все эти понятия. Однако как в те времена, так и в современности существует проблема классификации видов искусств, так как делить их можно по разным основаниям. Первую оригинальную классификацию предложил Аристотель: исходя из того, что искусство – специфическая форма подражания природе, предлагал различать виды и жанры искусства исходя из ответов на три вопроса: Чему, Чем и Как подражают. Вопрос «Чему?» устанавливает связи искусства с жизнью. Например, трагедия, по Аристотелю, подражает лучшему, а комедия – худшему. Вопрос «Чем?» касается средств подражания. Литература подражает словом, музыка – звуком, живопись – красками. Вопрос «Как?» касается собственно законов жанров и видов, т. е. поэтики. Это и особенности сюжетов, и композиция, и речь. Следом классификация В XVIII веке писатель Лессинг выдвинул

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
64 Kb
Скачали:
0