Методы и модели оценки АИС.
Целью оценки АИС является выполнение ее полезности на практике, разработанную АИС рассматривают как нововведение (инновацию), признаки которой:
1 Относительная преимущества – это степень улучшения предшествующих АИС с точки зрения экономической прибыльности социального престижа, физического и психического удобства.
2 Совместимость – когда новая АИС наследует существующие приемы работы и опыт.
3 Сложность – это степень трудности восприятия и использования с точки зрения существующих значений и опыта.
4 Возможность тестирования с целью снижения риска и неопределенности при внедрении АИС.
5 Возможность наблюдения – это степень в которой нововведение и эффект от применения наглядно видны.
Существует отечественные стандарты разработки и сопровождения АИС такие как ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-94, стандарт определяет следующие характеристики качества ПО:
1) Функциональные возможности – это набор атрибутов относящихся к набору функций реализующих действия в системе.
2) Надежность – это набор атрибутов, определяющий качество функционирования при установленных условиях за определенный период времени.
3) Практичность – набор признаков работ требуемых для использования определенным кругом пользователей. Практичность должна рассматриваться в разных условиях эксплуатации, которые могут повлиять на работоспособность АИС.
4) Эффективность –характеризует соотношение между уровнем качества функционирования между уровнем качества функционирования АИС и объемом используемых ресурсов.
Ресурсы могут включить технические средства, программное обеспечение, материалы, услуги персонала.
5) Сопровождение – определяет конкретных изменений или адаптацию к условию функционирования.
6) Мобильность – возможность переноса программного обеспечения из одного окружения в другое.
Процесс оценки качества АИС состоит из трех стадий и может применяться на любой фазе жизненного цикла для каждой компоненты АИС.
Модель оценивания:
1 стадия, устанавливает требования качества в виде отдельных характеристик и возможных количественных и качественных показателей. Определяются требования к АИС в целом и ее компонентом.
2 стадия, подготовка к оцениванию, она включает:
2.1 выбор показателей качества и определение метрик
2.2 определение уровней ранжирования, диапазонов качественных значений показателей качества
2.3 определение критериев оценки и подведение некоторых итогов
3 стадия, процедура оценивания, она состоит из трех этапов:
3.1 измерение программного измерения
3.2 ранжирование, для всех значений устанавливается уровень
3.3 оценка – заключение о качестве программного обеспечения, сравнение со стоимостью времени решений о приеме выпуску или о браковке ПО.
Стандарт ISO
Стандарты диктуются требованиями рынка, используется для определения границ взаимоотношений между потребностями и производителями.
Некоторые стандарты ISO.
ISO 84.02. управляет качеством и гарантиями АИС.
ISO 90.01 модель качества для процессов проектирования разработки установки и обслуживания АИС.
ISO 90.02 проверка качества проектирования.
ISO 10022-1 (-2, -3) стандарт руководство по проверки качества систем.
ISO 10013 – руководство по созданию документации.
Стандарты оценки качества ПО.
Для улучшения процесса создания ТО рассматривается следующие концепции:
1) Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия.
2) Совершенствование деловых процессов.
3) Сквозной контроль качества на всех этапах жизненного цикла.
Для поддержки жизненного цикла деятельность создания программных продуктов организуется по ключевым направлениям:
1 Управление проектом
2 Тестирование
3 проверка функционирования
4 Конфигурирование
5 Сопровождение
В процессе оценки рассматривают модели, уровень зрелости среди которых можно выделить:
1) Начальный уровень, определяющий случайный характер разработки;
2) Повторяемый уровень, определяет процесс создания АИС под жестким управлением планом, контролем в соответствии с определяемыми стандартами.
3) Фиксированный уровень, в котором процессы управления и разработки полностью документированы и поставлены в единый технический поток.
4) Управляемый, когда качество процессов можно оценить количественно через метрики.
5) Оптимизированный, в котором производители стремятся улучшить свою работу, руководствуются указателями качества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.