репрезентативная его часть) либо потребители конкретных муниципальных услуг.
Удовлетворенность населения властью – предмет особой дискуссии, поскольку таким же путем граждане могут оценивать не только собственно муниципалитет, но и условия своей жизнедеятельности. Здесь же уместно сказать о параметрах оценки услуг – своего рода продукта, который власть предлагает населению. Эти параметры могут быть сгруппированы по четырем позициям:
1) качество инфраструктуры, т.е. удовлетворенность качеством обслуживания в процессе получения услуги (условия пребывания в учреждении, график работы, время ожидания приема, справочная информация на стендах и т.д.);
2) качество взаимодействия с заявителями (информационные технологии, электронная очередь, моральный комфорт);
3) качество внутренних процедур (удовлетворенность процессуальными требованиями, порядком получения услуги, отсутствие коррупции);
4) качество конечного результата (соответствие результата ожиданиям).
Итак, отлаженный механизм оценки эффективности власти является необходимым, но недостаточным условием стратегического управления. В дополнение к нему требуется выстроить прозрачную систему отслеживания взаимосвязи между управленческой деятельностью и достижением стратегических показателей.
Указ Президента Российской Федерации № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» конкретизирует указанную статью федерального закона, предоставляя перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов[18]. Названный документ также закрепляет обязанность глав местных администраций городских округов и муниципальных районов ежегодно, до 1 мая, представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период и размещать указанные доклады на официальном сайте соответственно городского округа или муниципального района в сети «Интернет», а в случае его отсутствия - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 распоряжением от 11 сентября 2008 г. № 1313-р Правительство РФ утвердило[19]:
Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов;
Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, безусловно, демонстрируют желание законодателя исключить досадные пробелы в законодательстве о местном самоуправлении, что нельзя не отметить как положительную тенденцию и развитие одного из направлений реализующейся в стране административной реформы. Вместе с тем, включенные в перечень показатели ни в коем случае нельзя признать собственно показателями эффективности деятельности органов местного самоуправления. Например, такие показатели как число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения, доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием и прочие показатели без учета разработанных современной наукой критериев призваны дать оценку уровня социально-экономического развития территории, но не оценку эффективности деятельности её органов местного самоуправления.
Таким образом, эффективность деятельности органов местного самоуправления конкретного муниципального образования должна анализироваться на основе не только работы с числовыми данными нормативно-правовых документов, но и результатов использования качественных методов, в том числе социологического анализа. Объективная оценка может быть получена только с помощью использования методики оценки, разумно сочетающей в себе использование, как количественных методов, так и качественных (например, проводимых среди населения социологических опросов, применения метода фокус-групп в опросах населения, фокусированного интервью, анкетного опроса муниципальных служащих, анализа не только документов официальных органов, но и материалов со страниц и экранов местных СМИ).
Также вызывает сомнение и целесообразность оценки эффективности с помощью исключительно количественных показателей. Существующая и обоснованная в научной литературе по вопросам оценки эффективности управления территорией точка зрения о нерациональности использования только количественных (как и только качественных) методов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, ставит под сомнение, прежде всего, объективность результатов применения такой методики.
Так, в настоящее время предпринимаются попытки на разных уровнях управления ввести методику ориентации на результат. Как правило, чаще всего речь идет об оценке деятельности муниципальных служащих. Во многих муниципальных образованиях принимаются постановления местных администраций, в которых предусмотрено создание системы учета и оценки результатов деятельности муниципальных служащих и осуществление систематического мониторинга общественного мнения в целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти.
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Административное переустройство страны в последние годы привело к ряду непредсказуемых последствий. Одно из них – появление на прежде однородном административном поле многообразия структур низовой власти. Для государственной власти это лишние хлопоты, повышение неопределенности результатов администрирования и снижение эффективности управления. Если на федеральном уровне такое многообразие неразличимо, то для региональной власти оно становится нарастающей проблемой[20].
Деятельность местных администраций должна способствовать удовлетворению социальных потребностей населения в образовании, культуре, здравоохранении, физкультуре и спорте и др. Недостаточная эффективность решения важных вопросов местного значения, использование не в полной мере организационно-управленческого потенциала, противоречия между целевыми ориентирами в муниципальных программах и реальными потребностями местного населения могут вызвать неудовлетворенность населения решением многих жизненных проблем. Поэтому возникает потребность в инструментарии диагностики и оценки эффективности деятельности местных администраций. Необходимо постоянно анализировать социально-экономическую ситуацию в муниципальном образовании; системно изучать «болевые точки» и «точки роста», характеризующие настоящее, а также прогнозировать будущее состояние муниципального образования; изучать общественное мнение, потребности населения и степень их удовлетворенности; своевременно и оперативно реагировать на обращения граждан, контролировать выполнение «социального заказа» населения.
Одним из таких элементов системы муниципального образования является
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.