Морфемный анализ слова и словообразовательный. Способы словообразования. Производные слова от разных частей речи с помощью заданного суффикса

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Контрольные работы по современному русскому языку

(Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Пунктуация)

для студентов II курса ОЗО

специальность – журналистика

Контрольная работа № 3

Задание 1.  Чем различаются морфемный анализ слова и словообразовательный? Покажите разницу на 3-4 примерах

Задание 2.  Какие из приведенных ниже слов неправильно разбиты на морфемы? Ответ мотивируйте.

Раз-брос-ан-ы, род-ств-ен-ник, у-клон-чив-ый, плав-а-тель-н-ый, род-и-тел-и, чит-ал-а, у-глуб-и-вш-и-сь, зайч-их-а, революции-онн-ый, улич-н-ый, рас-та-я-вш-ий, стро-и-тел-и, ноч-ева-ть, рубл-ен-ый, в-любл-енн-ость.

Задание 3.   Приведите по 2-3 примера на разные способы словообразования:

1)  аффиксальные: префиксальный, суффиксальный (в том числе с нулевой суффиксацией), префиксально-суффиксальный, сложносуффиксальный;

2)  безаффиксные: чистое сложение, сращение, аббревиация, субстанцивация.

Задание 4.   Образуйте производные слова от разных частей речи с помощью заданного суффикса. Определите их словообразовательное значение


1.  –щик.

2.  –ник.

3.  –ец.

4.  –ств(о).

5.  –ость.

6.  –ин.

7.  –н(ый).

8.  –ов (ый).

9.  –ск (ий).

10. –чат (ый).

11. –ист.

12. –ин(а).


Задание 5.   Назовите способ образования приведенных ниже неологизмов. Сгруппируйте слова по способу образования.

Антирыночник, чернуха, МЧС, аудиторский, облом, наркота, прайс-лист, наличка, арт-тусовка, автодизайн, аутсайдерство, проельцинский, пиарщик, ГКЧП, ООО, креативность, безналичка, легитимность, байк-шоу, бандгруппировка, бизнес-план, ГИБДД, гала-концерт, ток-шоу, омоновец, клипорежиссер, суперхит, посттоталитарный, бюджетник, платник (студент, обучающийся за плату), пролоббировать, БТР, интернет-центр, компьютеризация.

Задание 6.   На примере одного существительного, прилагательного, числительного дайте характеристику именных частей речи по трем критериям:

1)  значение части речи;

2)  морфологические свойства:

а) набор и характер грамматических категорий;

б) парадигма;

3)   функция в предложении.

Задание 7.  Дайте краткую характеристику местоимения как части речи. Перечислите разряды местоимения по значению.

Задание 8.   Определите род имен существительных. Подберите к каждому слову определение (имя прилагательное).

Толь, салями, киви, иваси, мозоль, арго, атташе, визави, пони, виски, кольраби, альма-матер, алоэ, табу, пенальти, ЖКХ, СНГ, резюме, реноме, эсперанто, кенгуру, тюль, ракета-носитель, диван-кровать.

Задание 9.  Употребите слова в родительном падеже множественного числа. Сгруппируйте их по типу окончания.

Помидор, вафля, туфля, сапог, полотенце, чулок, носок, очки, апельсин, вишня, черешня, зеркало, няня, свеча, блюдце, простыня, солдат, дело, армянин, скатерть, сапер, сумерки, грузин, клипсы.

Задание 10.  Поставьте имена существительные в форму именительного падежа множественного числа.

Корректор, договор, профессор, директор, порт, инспектор, якорь, редактор, корпус, слесарь, катер, вызов.

Задание  11. Просклоняйте числительные, заменив цифры словами:

328, 642, 193

Задание  12. Найдите ошибки в образовании и употреблении форм прилагательных, числительных и местоимений:

Девушка была высокая, красива и весела. Мой брат более  старше меня, учится он хорошо. Трое подруг сидели в комнате. Обоим девушкам надо пересдать экзамены. Всего за полгода этим вопросам интересовались около шестьсот человек. Ихняя школа победила в соревнованиях. Самый крупнейший в мире город – Мехико. Пятеро суток лил дождь. Обоим ученицам дали дополнительные задания. Одноклассник пригласил нас к нему в гости. Летаргический сон продолжался 34 суток. Школьная библиотека располагает тремя тысячами четыреста восемьдесят пятью книгами.  Сзади его ехала груженная вещами машина. Когда наступили каникулы, студенты поехали  к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошо отдохнуть. Больной попросил медсестру налить себе воды.

Задание  13.   Привести и проиллюстрировать следующие правила:

1)  Правописание НЕ и НИ на основе их смыслового разграничения.

2)  Правописание НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях и отрицательных наречиях.

3)  Правописание НЕ с прилагательными.

4)  Правописание НЕ с причастиями.

Контрольная работа № 4

Задание 1.  На примере любого глагола дать характеристику глаголу как части речи по трем критериям: 1)  значение части речи; 2) морфологические свойства: а) система глагольных грамматических категорий, б) парадигма; 3)  синтаксические признаки: а) синтаксическая сочетаемость, б) функция в предложении.

Задание 2.  Дайте полную парадигму (т.е. систему грамматических форм) глаголов «решать» и «решить».

Задание 3.   Приведите 10 примеров переходных и 10 примеров непереходных глаголов. Чем различаются эти лексико-грамматические разряды слов?

Задание 4.   К данным глаголам подберите видовую пару. Назовите способ  образования видового коррелята (суффиксальный, префиксальный, изменение места ударения, супплетивизм, суффиксальный с чередованием):

Брать, пересыпать, наклеить, предупредить, грузить, садиться, оградить, нарезать, проделать, спросить, вместить, ловить, просить, добиться, ложиться, допустить, становиться, говорить, доделать, обратиться, искать, сократить, класть, варить.

Приведите примеры глаголов только совершенного или только несовершенного вида. Назовите причину их непарности по виду. Какие глаголы относятся к двувидовым глаголам.

Задание 5.   Что такое спряжение глаголов? Приведите примеры разноспрягаемых глаголов. Определите спряжение данных глаголов и образуйте от них форму 3 лица

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Задания на контрольные работы
Размер файла:
50 Kb
Скачали:
0