Фоностилистика. Стилистические ресурсы словообразования. Лексическая стилистика и фразеология

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Одобрено методической                                       «УТВЕРЖДАЮ»

комиссией факультета                                           Декан факультета

18 июня 2003 года                                                  В.В.

Председатель МК                                                  22 июня 2003 года

                              РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

                                                  дисциплины

                               «Практическая стилистика» ОЗО

                    специальность    021400 – журналистика

факультет журналистики

кафедра истории и методов журналистики

курс 4-й, семестр 8, -й

лекции - 10 часов

практические занятия - нет

семинарские занятия –  нет

лабораторные работы – нет

всего часов   10 часов

самостоятельная работа   72час

реферативная работа  - нет

контрольная работа  8-й семестр

экзамен – 8-й семестр

зачет – нет

Рабочая программа составлена на основании  ( название типовой программы, дата утверждения)  - нет

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры истории и методов  журналистики 15 июня 2003 года.

Заведующий кафедрой, доцент, к.и.н.                 

Составитель – ., к.ф.н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  курса «Практическая стилистика русского языка» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Основная цель курса – на основе углубленного изучения языковой системы и речевого опыта помочь студентам овладеть стилистическими ресурсами русского литературного языка и научить использовать их при написании журналистских текстов.

Задачи курса:

1.  Ознакомить студентов с центральными проблемами теории стилистики.

2.  Дать представление о нормативности русского литературного языка. Научить анализировать тексты с точки зрения  требований нормы, учитывая сложности, связанные с противоречивостью данного понятия.

3.  Дать представление о стилистической системе языка.

4.  Ознакомить с основными закономерностями построения журналистского текста.

По завершении обучения студент должен

-  научиться распознавать и устранять различные виды языковых и речевых ошибок, возникающих при конструировании текста, с учетом закономерностей  его восприятия,

-  научиться оценивать и выбирать языковые варианты в соответствии с конкретной речевой ситуацией, содержанием текста, его жанром и назначением,

-  научиться конструировать тексты различных жанров.

Изучение практической стилистики основывается на материале курса современного русского языка, а также на знаниях в области литературоведения(тропы и фигуры, понятия жанра, композиции и стиля текста).

Данная дисциплина является одной из базовых в лингвистической подготовке журналиста. Ее роль определяется прикладным характером практической стилистики, ориентирующейся на овладение конкретными навыками написания текстов, используемых в средствах массовой коммуникации. Изучение стилистики тесно связано с некоторыми аспектами курса журналистского мастерства, теорией литературного редактирования, риторики, социальной психологии, эстетики.

1.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ10 (час.)

1.Введение (2 часа)

Понятие о современном русском литературном языке. Русский литературный язык как система лексических, фразеологических и грамматических средств, отобранных поколениями писателей, публицистов, общественных деятелей и закрепленных культурно-исторической традицией в качестве правильных, образцовых, нормированных средств речевого общения во всех сферах социальной и культурной деятельности. Книжно-письменная и устная разновидности литературного языка.

Основные тенденции  развития современного русского литературного языка.

Внелитературные явления языка.

Стилистика как отдел языкознания и как отдел литературоведения. Содержание и задачи лингвистической стилистики русского литературного языка. Современное состояние стилистики как науки. Понятие о стилистике языка, стилистике речи и стилистике художественной литературы.

Практическая стилистика как научная и прикладная дисциплина. Понятие стилистической нормы и стилистической рекомендации.

Понятие нормы. Критерии нормативности языковых явлений. Понятие нормы применительно к разным уровням языка. Вариативность нормы и допустимость ее использования в различных функциональных стилях.

2. Фоностилистика. Стилистические ресурсы словообразования 

3.  Лексическая стилистика и фразеология

Точность словоупотребления. Стилистическое использование многозначности слова. Синонимические средства языка. Стилистическое использование омонимов, паронимов, антонимов. Ошибки при выборе слова.

Стилистическая окраска слова и ее разновидности: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная.

Лексическая сочетаемость. Расширение возможностей сочетаемости слова. Ошибки, связанные с несочетаемостью слов.

Стилистическое использование фразеологических средств языка. Способы использования фразеологизмов: цитирование, творческая обработка. Ошибки, связанные  с использованием фразеологизмов.

5. Стилистическая морфология

Стилистические возможности морфологии как уровня языка. Морфологические варианты.

Стилистическое использование имен существительных, имеющих вариантные формы рода. Стилистическая и семантическая характеристика синонимии падежных форм имен существительных. Стилистические особенности форм имен прилагательных, числительных, местоимений. Стилистические трудности, связанные с выбором глагольных форм.

6. Стилистический синтаксис

Стилистические возможности синтаксиса как уровня языка. Особенности синтаксиса книжно-письменной и устной разновидности

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
72 Kb
Скачали:
0