Доказательство и опровержение. Законы логики. Понятие как форма мышления. Суждение. Умозаключение

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

                                                   Логика.

Пояснительная записка

Программа курса «Логика» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования  по специальности 021400 «журналистика», изложенными в федеральном компоненте цикла общепрофессиональных дисциплин.

Цель курса- ознакомить студентов со структурой мыслительной деятельности, установить границы применения формально-логических законов, познакомить студентов с методами анализа информации средствами формальной логики, логическими основами теории аргументации, и ролью логики в профессиональной деятельности журналиста.

Преподавание курса тесно связано с другими курсами государственного образовательного стандарта двояким образом: с одной стороны, учебные дисциплины других циклов обеспечивают определенный уровень эрудированности студентов, позволяющий решать определенные задачи журналиста логическими методами; с другой- средства формальной логики используются в качестве аппаратной части спецдисциплин.

  По завершении  обучения по дисциплине студент должен:

1)  - владеть культурой мышления, знать его общие законы, обладать способностью в устной и письменной речи логично оформить его результаты;

2)  – владеть навыком логического анализа различного рода рассуждений;

3)  -  иметь представления о разных формах знания, о гипотезе и ее логических характеристиках;

4)  – уметь обнаруживать логические ошибки в информации и документах, определять их причину и, в необходимых случаях, такие ошибки устранять;

5)  – знать познавательные приемы правдоподобных рассуждений и оценивать степень доверия к информации.

Содержание дисциплины 

1.  Введение

Исторические этапы формирования и развития формальной логики.

Мышление как логический процесс. Предмет и задачи формальной логики. Содержание учебного курса формальной логики. Типология логических ошибок.

                              2.Доказательство и опровержение

Структура доказательства. Правила и ошибки в доказательстве. Причины логических ошибок. Виды доказательств и опровержений. Непозволительные приемы опровержения и защиты.

                              3.Законы логики

Общая характеристика логических законов. Законы тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Формулировка законов, формула, система ограничений, значение законов, типология ошибок.. Особенности применения формальной логики в условиях неопределенности.

                              4.Понятие как форма мышления

Языковые и логические характеристики понятия. Отношения между понятиями. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Обобщение и ограничение понятия. Строгое и нестрогое деление понятия. Правила строгого деления. Типология. Определение понятия и его виды. Правила явных определений. Приемы, заменяющие определение.

                              5.Суждение

Простые суждения. Характеристика атрибутивных, релятивных и экзистенциальных суждений. Логические союзы. Модальность суждений. Онтологическая, эпистемическая и деонтическая модальность.

                              6.Умозаключение

Определение и типология умозаключений. Роль дедуктивных  умозаключений в процессе познания. Общие свойства недедуктивных умозаключений. Аналогия популярная индукция, методы научной индукции. Условия, повышающие степень доверия выводов в недедуктивных умозаключениях.

Во время зачета студенты должны уметь решать типовые задачи средствами формальной логики.

Вопросы к зачету  (примерный перечень).

1.  Общая характеристика доказательства.

2.  Правила и ошибки в доказательстве.

3.  Причины логических ошибок.

4.  Виды доказательств и опровержений.

5.  Непозволительные приемы опровержения и защиты.

6.  Закон тождества.

7.  Закон противоречия.

8.  Закон исключенного третьего.

9.  Закон достаточного основания.

10.  Логические характеристики понятия.

11.  Отношение между понятиями. Изображение отношений между понятиями с помощью кругов Эйлера.

12.  Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Обобщение и ограничение понятия.

13.  Строгое и нестрогое деление понятия. Правила строгого деления. Определение типологии

14.  Определение понятия и его виды. Правила явных определений. Приемы, заменяющие определения.

15.  Общая характеристика простых суждений.

16.  Классификация атрибутивных суждений.

17.  Виды релятивных суждений.

18.  Логические союзы.

19.  Онтологическая модальность.

20.  Эпистемическая модальность.

21.  Деонтическая модальность.

22.  Основные виды дедуктивных умозаключений.

23.  Общие свойства недедуктивных умозаключений.

24.  Аналогия.

25.  Популярная индукция.

26.  Методы научной индукции.

2.  Рекомендуемая литература.

Основная.

1.Гетманова А.Д. Учебник по логике.-2-е изд.-М.:ВЛАДОС, 1994-(и все посл. изд.)

2.Криллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридич. факультетов и институтов.- М.: Высш., 1982, 1987.

3.Свинцов В.И. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей.-М.:Скорина, Весь мир, 1998.

4.Павлова К.Г. Задачи и упражнения по логике: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1998.

5.Арташкина Т.А. Задачи и упражнения по логике: Учеб.пособие.Владивосток:Изд-во Дальневост.ун-та, ООО «Пацифик – Информ», 2003.

                                                                           Дополнительная

1.Атрашкина Т.А. Логика: Учебник для средних общеобразовательных и средних

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Логика
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
36 Kb
Скачали:
0