В подобных экстремальных условиях существования архитектурные памятники обречены на верную гибель. Одним из ярких примеров является здание бывшей библиотеки им. Горького по улице Светланской 119, которое находится в аварийном состоянии ещё с 2005 года, и по сей день разрушается прямо на глазах. Строение находится в руках частного собственника, и передано ему по решению властей, но, ни одну из сторон никоим образом не волнует состояние полуразрушенного «свидетеля» истории. На протяжении многих лет оно задрапировано многообещающей сеткой и обнесено забором, но реставрационные работы так и не начались.
Казалось бы, именно власть должна лоббировать сохранение объектов исторического наследия города, на деле же происходит передел собственности и выжимание из обветшалых строений коммерческой выгоды. Подобное поведение нельзя назвать никак иначе, как варварское уничтожение собственной истории, культуры и национальной идентичности. Даже ужесточение ответственности за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия не стало преградой для бюрократов.
- Многие исторические объекты разрушены на 50% строительством автостоянок, речь тут идет, конечно же, о комплексе Владивостокской крепости, - говорит Анна Мялк. – Кроме бетонных сооружений, также подлежат сохранению и земляные сооружения памятников, которые составляют большую их часть. Но, в результате безразличного отношения органов власти к собственной истории, памятники крепости, оказавшиеся на границе городской застройки, изуродованы хозяйственной деятельностью. Памятники федерального значения ныне перегорожены высокими глухими заборами, на территориях возведены сторожевые будки без каких-либо разрешений и согласований, владельцами автостоянок засыпаны рвы и даже бетонные сооружения, сносятся валы, через них прокладываются дороги.
Аналогичных примеров много, как это ни печально, но о них можно говорить бесконечно. Будто просящие милостыню, стоят разрушающиеся памятники деревянного зодчества, постепенно теряя свой ажурный декор и превращаясь в сараи. Как показывает практика, только получив громкий общественный резонанс, чиновники начинают вникать в суть проблемы достаточно глубоко, чтобы, якобы исправить собственные необдуманные решения. Таким образом, жертвой политики чиновников «я ничего не знаю о памятнике (начальство не приказало, в кадастр не внесён и т.п.), значит его нет» стал флигель Усадьбы Смитов, на месте которого было разрешено строительство здания свыше 6 этажей. Не успела отгреметь история Элеоноры Прей, а на рассмотрение градостроительного совета представляются всё новые проекты строительства и реконструкции на территориях, которые являются самыми ценными в плане градостроительного и архитектурного наследия города. Всё это «точечные» внедрения, которые проводятся в отсутствие утверждённых и согласованных с государственными органами охраны объектов культурного наследия проектов планировки территорий, что является нарушением градостроительного законодательства.
Главный архитектор города Анатолий Мельник буквально навязал совету мнение о том, что со строительством мостов город требует обновления в русле современных архитектурных тенденций. В городе, который видит Анатолий Иванович наступила эпоха небоскребов и вопрос престижа требует возведения все новых, и новых высоток. Соответственно, в новом Владивостоке возможно строительство 25-этажного исполинского гиганта вплотную к памятникам общероссийского значения «Народному дому» и «Католическому костелу» по Володарского, 19. Возвышающийся над обнаженным скальным обрывом костел, в гармонии со зданиями лютеранской кирхи, Пушкинским театром организовывает все огромное пространство южного склона центра Владивостока между двумя отрогами - сопки Буссэ и Успенской. На данный момент каждый может наблюдать «новаторский» подход к градостроительству слева от Народного дома. Разрушив большую часть склона и часть площадки перед зданием, строители компании ООО «ПО ДИНАС» выкопали огромный котлован для строительства 25-этажного «элитного жилого дома». Высота здания в 4 раза превышает допустимую, по условиям сохранения исторического масштаба застройки и градоформирующей роли памятников архитектуры. Варварской стройкой разрушается единственный в городе великолепный ансамбль улицы Пушкинской, историческая территория и среда уникального памятника. Эксперты считают данный проект форменным архитектурным хамством.
- На градостроительном совете «закидывают удочки» насчёт строительства многоэтажных свечек вдоль проспекта Красоты, - сообщила корр. «Н.П.» Анна Мялк. – Этот вопрос не раз рассматривался, несколько проектов было отклонено. Ранее подавляющее большинство членов градосовета отмечали, что нельзя застраивать высотными зданиями южную кромку улицы, настолько неоспоримую ценность для города представляет непрерывная панорама бухты Золотой Рог.
Сейчас мэр города почему-то уже сомневается в значимости открывающейся перспективы и готов переоценить её качества.
Несмотря на провозглашаемые изредка лозунги, никто из «ответственных товарищей» не собирается реально останавливать увечье культурного центра города. Почему в новом Владивостоке нет места старой архитектуре? Силы культурного общества и денег не равны!
Юлия Беликова
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.