Понятие мировоззрения, структура и основные типы мировоззрения
3. Специфика философского мировоззрения. Задачи, методы и функции философии.
Практическое занятие (2 часа)
1.Специфика человеческой деятельности и ее значение в процессе освоения мира.
2.Ограниченный характер познания мира на уровнях опытного, мифологического религиозного мировоззрений.
3.Специфика философского мировоззрения и его функциональная связь с нравственностью, наукой, искусством.
4. Объект и предмет философского знания. Теория и метод в философии.
Вопросы для самостоятельной работы
Приведите краткие определения мировоззрения, мифа, религии, философии и проведите их сравнительный анализ. Раскройте структуру мировоззрения и охарактеризуйте его необходимость в жизни человека. Является ли миф продуктом древних эпох и есть ли ему место в современном обществе? С чем связано многообразие философских направлений и школ? Чем объясняется современное развитие религии в жизни человека и общества?
Основные понятия: мировоззрение, миф, религия, философия, деятельность, универсализм, субстанционализм, , диалектика, герменевтика, материализм, идеализм, дуализм, агностицизм., метод, теория.
Литература: Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатова М., 2001 г.; Философия. Учебник под ред. В.Н. Лавриненко М., 2002; Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991; Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991; Мамардашвилли М. К. Как я понимаю философию М., 1992; Вольф Р.П. О философии. М.,1996; Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. М.,1991;Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.,1991; Делез Ж., Гватари Ф. Что такое философия? М.,1998; Джантиле Дж. Введение в философию СПб. 2000; Хайдеггер М. Что такое – философия? (Вопросы философии. 1993, №8) Крапивенский С.Э. Общий курс философии. Учебник. Вол.2001.
ТЕМА 2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА КАК ПРОТОФИЛОСОФИЯ
Методический материал
Культурно-исторические предпосылки возникновения философии на Древнем Востоке. Становление и периодизация истории древнекитайской философии. Школы и течения в древнекитайской философии. Культура Дао. Роль философа мудреца в общественной жизни. Философия даосизма и конфуцианства.
Философская культура Древней Индии. Основные периоды развития древнеиндийской философии: ведический, эпический, классический. Учение Будды о четырех благородных истинах.
Лекция (2 часа)
1. Истоки и специфика зарождения философии в Китае и Индии.
2. Учение о мире и его устроение в восточной философии.
3. Природа человека и пути постижения истины в древнекитайской и древнеиндийской философии.
Практическое занятие (2часа)
1.Философские традиции Индии. Основные философские школы и их идеи.
2. Учение Будды.
3. Становление китайской философии. Основные школы и их идеи.
4. Учение Конфуция.
Вопросы для самостоятельной работы
Определите социальные основания становления философского сознания в Древней Индии. Что составляет сущность философского сознания основных направлений и школ Древней Индии. Раскройте основные идеи восьмиричного пути спасения в учении Будды. Раскройте основные идеи о мире и человеке в учениях Древнего Китая. Раскройте содержание понятия Дао. Проведите сравнительный анализ учений Древней Индии и Древнего Китая.
Основные понятия: Брахман, веды, Дао, сансара, карма, мокша, нирвана, протофилософия, инь, янь, ханаяна, махаяна, атман,
Литература: История философии Запад-Россия- Восток М., 1995; История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии Минск 1999; Великие мыслители Востока М. 1999; Лаоцзы Обрести себя в Дао М., 2000; Беседы и суждения Конфуция. СПб., 1999; Классическое конфуцианство: переводы, статьи, комментарии А. Мартынова в 2 т. М., 2000; Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М. 1981; История философии в кратком изложении. М., 1991; Философия. Учебник под ред. Губина В.Д. и др. М.; 2001;Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии. М., 1994; Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983; Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997; Избранные сутры китайского буддизма. СПб.2002.
ТЕМА: 3 ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ: МИР И ЕГО ПОЗНАНИЕ
Методический материал
Истоки становления античной философии: искусство, религия, социально-экономические условия. Основные этапы развития античной философии. Проблема первоначала, Милетская школа. Становление диалектики и проблема познания в учении Гераклита. Учение Демокрита об атомах и эвдемонизме и его влияние на развитие философии и науки. Учение Сократа – рождение философии нового типа. Перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Метод Сократа: ирония и маевтика. Учение о морали в философии Сократа.
Проблема познания в философии Платона. Соотношение вещей и идей, тела и души. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели, благу. Учение о государстве и справедливости. Философские идеи Аристотеля: систематизация знания, логика, метафизика, концепция категорий. Учение о материи и форме, о причинности и других универсальных принципах бытия.
Особенности философии эллинистического и римского периодов. Эпикурейство и этическое учение стоиков. Школа скептиков. Идеал мудрости, ценность меры, гармонии
Лекция (2часа)
1. Предмет античной философии и его развитие в учениях Милетской школы, Гераклита и Демокрита.
2. Классический период античной философии. Основные идеи учений Сократа, Платона, Аристотеля
3.Философия эллинистического и римского периодов.
Практическое занятие (2часа)
1. Раннегреческая философия, ее истоки и основные проблемы.
2. Учение о государстве в философии Платона.
3. Проблема морали в философии эллинистического и римского периодов.
Вопросы для самостоятельной работы
Проанализируйте духовные предпосылки становления философии в Греции. Как объясняют первоначало сущего представители милетской школы, пифагорейского союза и элейской школы. Проанализируйте, в чем заключается интеллектуализм учения о морали
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.