Дальневосточный государственный университет
Институт иностранных языков
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Методические указания для студентов 1 курса
Владивосток
2006
1 семестр
лекционные занятия 16 час.
практические (семинарские) занятия 16 час.
экзамен
самостоятельная работа 122 час.
всего 152 час.
Цель курса: теоретическая подготовка студентов к изучению языков, расширение их лингвистического кругозора.
Задачи курса:
1. заложить основы теоретических знаний о языке как реальном объекте;
2. познакомить с метаязыком лингвистики;
3. познакомить с основными научными концепциями о природе языка, его структуре и системе, его роли и связи с мышлением, культурой, обществом;
4. способствовать сознательному практическому овладению иностранными языками;
5. развить навыки лингвистического мышления;
6. заложить основу для проведения самостоятельного научного исследования, написания курсовых работ
По завершению обучения по дисциплине студент должен:
§ знать основные лингвистические термины;
§ иметь представление о языке как системно-структурном образовании, как особом общественном явлении, как о знаковом явлении;
§ знать основные классификации языков, уметь определять тип и класс изучаемого языка, его родственные связи с другими языками;
§ иметь представление о происхождении языка, его исторической изменчивости и перспективах развития;
§ уметь анализировать языковые явления с использованием полученных теоретических знаний.
Требования для успешной оценки:
Критерий |
Макс. кол-во баллов за 1 занятие |
Макс. общее кол-во баллов за семестр |
Посещение лекций и семинаров, наличие лекций* |
1 |
16 |
Активная работа на семинаре (выступление по вопросу, дополнение к ответу, план выступления)** |
10 |
70 |
Конспекты обязательной литературы по 8 темам*** |
5 |
40 |
Выполнение тестов (домашних и классных)**** |
5 |
40 |
Итоговая письменная работа |
5 |
5 |
Итого "отлично" (85-100%) "хорошо" (70-84%) "удовл." (51-69%) |
171-145 144-120 119-87 |
* Конспекты лекций предъявляются преподавателю, ведущему семинарские занятия не позднее чем через неделю после лекции. При отсутствии на занятии студент может получить 0,5 балла за показанный преподавателю конспект.
** По 5 баллов дается студенту за устное выступление и за дополнения к ответам других студентов. Если вам не удастся по объективным причинам выступить на семинарском занятии, вы можете предъявить после семинарского занятия (в тот же день) план ответа, за который преподаватель может поставить вам до 5 баллов. Дополнительные 5 баллов можно получить за устный ответ на консультации, но не позднее, чем через 2 недели после пройденной темы.
*** Конспекты обязательной литературы сдаются преподавателю, ведущему семинарские занятия, сразу после семинара по данной теме. По каждой теме необходимо завести отдельную тонкую тетрадь.
**** Тренировка тестовых занятий проводится в компьютерном классе либо вы можете записать тренировочные тесты на дискеты для работы дома. Проверку выполнения тестов преподаватель будет осуществлять на семинарском занятии, давая выборочные задачи из домашних тестов.
Основная литература
1. Введение в языкознание: Хрестоматия: Учебн. пособие. / Сост. А.В.Блинов, И.И.Богатырева, В.П.Мурат, Г.И.Рапова. – м.: Аспект-Пресс, 2001. – 342 с.
2. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Рек. УМО РФ в качестве учебного пособия. – М.: Высшая школа, 2002. – 288 с.
3. Лингвистический энциклопедический словарь. / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990 и др. – 685 с.
4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1975. – 328 с.
5. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Рек. МО РФ в качестве учебника – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 536 с.
1. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of Language. – 2d ed. – Cambridge: CUP, 1997. – 489 p.
2. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language. – Cambridge, New York, Melbourne: CUP, 1995. - 489 p.
3. Lebedko M. Culture Bumps: Overcoming Misunderstandings in Cross-Cultural Communication. – Vladivostok: Far Eastern University Press? 1999. - 195 p.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – м.: Сов. Энциклопедия, 1966. – 607 с.
5. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. – Минск: ТетраСистемс, 2003
6. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание: Сб. задач. Доп. МВиССО СССР в качестве учебного пособия. – М.: Высшая школа, 1987. – 176 с.
7. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание: уч. пос. Рек. УМО по пед. образ. – М.: Флинта, Наука, 2001.
8. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1979
9. Кочергина В.А. Введение в языкознание. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2004. – 272 с.
10. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: Учеб. пособие. Рек. УМО вузов РФ. – М.: Флинта, Наука, 2001. – 312 с.
11. Назарян А.Г. Французско-русский учебный словарь лингвистической терминологии. – М.: Высшая школа, 1989. – 447 с.
12. Прошина З.Г. Английский язык и культура народов Восточной Азии. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. – 476 с.
13. Розенталь Д., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1976 и др. – 543 с.
14. Русский язык: Энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Н.Караулов. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Большая Российская энциклопедия, Дрофа, 1997. – 703 с.
15. Супрун А.Е. Лекции по языковедению. – Минск: Изд-во БГУ, 1978. – 142 с.
16. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. – М.: Академия, 2005. – 400 с .
17. Ягелло М. Алиса в стране языка: тем, кто хочет понять лингвистику. Пер. с франц. – М.: УРСС, 2003. – 192 с.
Календарный план-график
Неделя |
Тема |
Тип занятия |
Тест |
1 |
Язык как предмет языкознания |
Лек. |
Тест 1 |
Разнообразие языков. Принципы их классификации. |
Лек |
Тест 2 |
|
Язык как особое общественное явление. Язык, мышление, культура. Язык и речь. |
Лек. |
Тест 3 |
|
2 |
Основные теории происхождения языка. Язык как динамическое явление. |
Сем. №1 |
Тест 1 |
Язык как системно-структурное образование. Структура языка. Фонетика. |
Лек. |
Тест 4 |
|
Структурные отношения в языке. Грамматика. |
Лек. |
Тест 5 |
|
3 |
Система языка. Лексика. |
Лек. |
Тест 6 |
Язык как знаковая система. |
Лек. |
Тест 7 |
|
История и теория письма. |
Лек. |
Тест 8 |
|
4 |
Классификация языков. |
Сем. №2 |
Тест 2 |
6 |
Функции языка и речи. Язык и общество. Язык и культура. Язык и мышление. |
Сем. №3 |
Тест 3 |
8 |
Основные языковые уровни и единицы системы языка. Фонетика и фонология. |
Сем. №4 |
Тест 4 |
10 |
Грамматика |
Сем. №5 |
Тест 5 |
12 |
Лексический уровень языка. Фразеология. |
Сем. №6 |
Тест 6 |
14 |
Знаковый характер языка. Теория и история письма. |
Сем. №7 |
Тест 7, 8. |
16. |
Итоговая письменная работа |
Планы семинарских занятий
Cеминар № 1. Тема: Происхождение и развитие языка.
1. Теории происхождения языка:
а) Логосические теории происхождения языка (создатель – Бог или человек).
б) Теории биологической обусловленности языка (Теория звукоподражания. Теория междометий. Эволюционная теория В. фон Гумбольдта об обусловленности внутренней потребностью человечества (язык – средство общения и выражения народного духа).
в) Теории социальной обусловленности возникновения языка (Теория развития языка из жестов. Теория социального договора. Теория сигнальных средств. Трудовая теория, или Теория «трудовых выкриков». Социальная теория Ф. Энгельса.)
2. Закономерности исторического развития языка (внутренние, внешние
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.