Министерство Образования РФ
Дальневосточный Государственный Технический Универститет
Гуманитарный Институт
На тему:
Современные достижения политической антропологии
Выполнил:
Студент 2го курса
Факультета культурной антропологии
Проверил:
Д.и.н.
Владивосток,2005
1.Предмет изучения политической антропологии.
Политическая антропология сложилась, как ответвление антропологической науки, в своё время созданной Джеймсом Фрэзером. Но накопление научных знаний и информации привело к неизбежному разделению гуманитарных наук, и постепенно стали выделяться такие науки, как политэкономия, социология, история, психология и т.д. В России термин «Политическая антропология» вошёл в лексикон исследователей, несмотря на официальное игнорирование, в 1980-е гг. В наше время политическая антропология официально вошла в перечень дисциплин, читаемых в различных вузах мира.
Предметом изучения политической антропологии является механизмы и институты власти и социального контроля преимущественно в доиндустриальных и посттрадиционных обществах. Ж.Баландье считает, что задача политической антропологии – сравнивать и изучать политическую организацию первобытных и архаических обществ. Есть и другое определение: «Политическая антропология – это изучение институтов управления и соответствующей практики у этнических сообществ, в особенности в примитивных обществах и в обществах с плесенным строем. Эта наука выявляет связь политического политического поведения с более широкой групповой культурой и исследует то, какими путями происходит развитие политических институтов и практики.
Такие учёные, как Бочаров и Абеле создают свои пути объяснения смысла политической антропологии: Бочаров считает, что первоначально она изучала системы властно-управленческих отношений в традиционных обществах, а сейчас должна стать прикладной наукой, которая направлена на оптимизацию принимаемых в процессе управленческой деятельности решений и в условиях, когда в качестве управляемых выступают полиэтнические субъекты, политическая культура которых густо замешана на традиционном субстрате. А Абеле полагает, что в задачи политантропологии входит «изучение властных процессов и систем , пронизывающих наши структуры, и способов, в которых проявляются корни и формы политического действия в наших обществах».
В итоге, можно определить предмет изучения политической антропологии, как совокупность институтов контроля и власти в доиндустриальных обществах: структура данных институтов и их сравнительная типология, анализ причин и факторов преобразования одних форм в другие, проблема адаптации, инкорпорации и трансформации традиционных механизмов контроля в современных политических институтах. Также она изучает народы мира с целью выявления политической организации в исторической динамике.
2.Политическая антропология в наши дни.
Подводя итоги, можно заметить, что такие вещи, как традиционные нормы и ценности, способы производства , формы социальной организации, различные обычаи и модели семейной жизни, религии и др. под действием современных западных институтов, могут и не исчезнуть, но, во всяком случае трансформироваться. Но это совсем не значит, что стоит исчезнуть первобытному образу жизни, исчезнет и смысл существования антропологии. В огромном количестве развивающихся обществ, в обширных пространствах постсоциалистического мира традиционные социальные отношения до сих пор играют значительную роль. Осмысление экономических, социальных и политических процессов в данных обществах безусловно должно учитывать наличие таких отношений. При изучении современности антропология имеет большие перспективы, её эффективность была показана на примере применения к современным обществам (появились такие отрасли, как антропология национальностей, детства, феминистическая антропология и др.). Выясняется, что предмет политической антропологии сейчас может быть намного шире, чем давалось в определениях. Специалист, используя разные антропологические методы, может очень подробно изучить власть, механизмы контроля как в доиндустриальных, так и в современных обществах. Он может использовать в своём исследовании сравнительно-исторический метод, что придаёт исследованию особую ценность, он может изнутри понять политические системы, в том числе незападные. Например, в исследованиях французского учёного Абеле, которые были посвящены анализу политических ритуалов и церемониальных символов в современной политической культуре Франции и Европы вообще.
То есть, политическая антропология занимается изучением политического поведения, институтов контроля и власти при помощи антропологических(этнографических) методов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.