Внешняя среда организации $ в окружении, в среде, состоящей из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами, акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности, правительство с его налоговыми и законодательными требованиями, партнеры, по отношению к к-ым организация имеет свои обязательства, меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей, возрастающие запросы наемных работников, деятельность конкурентов, последствия эк. кризисов и т.п. Среда влияет на организацию и накладывает свои требования. Рук-ль должен учитывать это значительное влияние.
Анализ внешней среды предполагает 3 направления:
- анализ макроокружения;
- анализ отрасли;
- анализ непосредственного окружения.
Целью внешнего анализа является разработка альтернативных стратегий.
Анализ макроокружения
1. Эк. компонент (ВВП, уровень информации, уровень б\р, банк ставки, нормы налогообложения, нормы накопления, производительность труда, средняя з/п).
2. Правовой компонент (степень правовой защиты, уровень контроля, различные санкции).
3. Политический компонент (отношение пр-ва к отраслям и регионам, изменения в законе, стабильность в пр-ве, степень общественного недовольства, обращение и доступность к деньгам).
4. Социальный компонент (качество и ур. жизни, различные верования и ценности, демографическая ситуация).
Способы наблюдения:
1) анализ материалов в СМИ;
2) анализ опыта деятельности организаций;
3) изучение мнения о сотрудниках;
4) проведение собраний, совещаний.
Анализ отрасли
1. Реальный и потенциальный размер отрасли.
2. Перспективы роста и стадии жизненного цикла.
3. Степень конкуренции.
4. Система поставок и сбыта продукции.
5. Структура отраслевых издержек.
6. Ключевые факторы успеха.
К среде непосредственного окружения относят ту часть внешней среды, с к-ой предприятие имеет конкретное и непосредственное взаимодействие.
В центре внимания находятся потребители, конкуренты, поставщики. В случае необходимости изучают также организацию торговли, деятельность посредников. Помимо этого объектом изучения является местоположение предприятия на рынке среди конкурентов.
Задача анализа состоит в оценке состояния и развития ситуации на рынке и определении конкурентных позиций предприятия на нем, от которых зависит его дальнейшее финансовое благополучие.
Анализ следует проводить от общего к частному, т.е. начиная с изучения общих соц.-эк. условий, складывающихся в отрасли, увеличивая затем степень информированности и конкретизации. Объектами изучения являются все элементы отраслевого рынка и возникающие на нем ситуации.
Основные типы внешней среды.
1) постоянно изменяющаяся среда;
2) враждебное окружение;
3) разнообразное окружение;
4) технически сложная среда.
Трудности и результаты анализа. Самыми распространенными являются трудности анализа и оценки внешней среды предприятия и сложности с поиском ресурсов для его развития, среди к-ых:
- трудности анализа и оценки внешней среды предприятия;
- трудности анализа и оценки внутренних резервов предприятия;
- сложности с формированием эффективной структуры управления;
- нерациональное распределение функций м/д подразделениями и должностными лицами;
- трудности с созданием и поддержанием благоприятного климата в коллективе;
- нехватка времени для проработки стратегических вопросов.
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий).
Методы реагирования на изменение внешней среды:
1) «борьба с огнем»;
2) расширение сфер деятельности;
3) совершенствование организационной структуры и культуры;
4) стратегическое планирование.
Возможности и угрозы, с к-ми сталкивается фирма, можно выделить в 7 областей:
1. Эк. факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние эк-ки влияет на цели фирмы: темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
2. Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе яв-ся указанием на важность гос. политики для организации; следовательно, гос-во должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.
3. Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
4. Технологические факторы. Анализ технологической среды может, по меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель " фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.