СОДЕРЖАНИЕ
Тема 9. силы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их состав, предназначение и порядок использования в мирное время 2
Введение 2
Силы наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов. 3
Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций. 6
Литература. 23
Вопросы для контроля. 24
Прежде чем перейти к рассмотрению состава и назначения сил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, следует уяснить некоторые исходные понятия.
Согласно Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, а ликвидация чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС. Зона чрезвычайной ситуации, в свою очередь, определяется как территория, на которой возникла ЧС. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 июня 2001 года «Об аварийно-спасательгых службах и статусе спасателя», аварийно-спасательная служба – это организация, созданная для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и оснащенная аварийно-спасательными средствами, а аварийно-спасательные средства – специальные средства, предназначенные для организации, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, в том числе средства связи и управления, аварийно-спасательная техника, оборудование, инструменты, средства индивидуальной защиты, снаряжение и другое имущество, а также методические материалы, видео-, кино- и фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, информационные базы данных и иные средства.
Силы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зависимости от выполняемых основных задач и имеющихся для этого средств разделяются на силы наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов и силы ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав:
- Министерства по чрезвычайным ситуациям (Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике и другие учреждения);
- Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды
(Департамент гидрометеорологии и другие учреждения);
- Министерства сельского хозяйства и продовольствия (ветеринарная служба и станции защиты растений);
- Министерства здравоохранения (Государственный санитарный надзор, эпидемиологические службы);
- Министерства лесного хозяйства (Государственная лесная охрана);
- организаций (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля
(так называемая сеть наблюдения и лабораторного контроля – СНЛК);
- институтов Национальной академии наук Республики Беларусь;
- профильных научно-исследовательских организаций республиканских органов государственного управления, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов.
Все вышеперечисленные органы и учреждения обладают специальными средствами, необходимыми для осуществления наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов (далее – ПОО). Они выполняют свои функции в зависимости от той или иной деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в данном случае – в области наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов. Так, Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет государственную экспертизу, надзор и контроль, выдачу республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, организациям и гражданам предписаний, имеющих обязательную силу по предупреждению и ликвидации ЧС; органы и учреждения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды занимаются государственным контролем в области охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизой, а Департамент гидрометеорологии проводит радиационно-экологический и гидрометеорологический мониторинг, прогнозирует стихийные гидрометеорологические явления, которые могут привести к чрезвычайным ситуациям, выявляет места радиационного и химического загрязнения природной среды; Министерство здравоохранения осуществляет контроль за санитарной и эпидемиологической обстановкой, ее прогнозированием и оценкой; Министерство лесного хозяйства следит за состоянием лесного фонда республики; Министерство сельского хозяйства и продовольствия ведет эпизоотический, фитопатологический, токсикологический и радиационный контроль; более локальные функции в области наблюдения и контроля за состоянием природной среды и ПОО выполняют институты Национальной академии наук Республики Беларусь (Институт геологических наук, Зоологический институт и др.) и профильные научно-исследовательские организации республиканских органов государственного управления; учреждения и организации наблюдения и лабораторного контроля осуществляют мониторинг окружающей среды и ПОО, образуя СНЛК (по данным на 01.01.2002 года, в СНЛК входят 50 гидрометеостанций, 146 центров гигиены и эпидемиологии, 124 ветеринарных поста наблюдения и 177 объектовых лабораторий).
Общими задачами сил наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов являются:
- сбор и анализ информации о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов;
- представления необходимых данных в органы повседневного управления ГСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической и экологической обстановкой;
- контроль за промышленной, экологической, радиационной и пожарной безопасностью, в том числе при строительстве, модернизации и реконструкции объектов;
- проведение экологической экспертизы текущих и перспективных планов развития и размещения производительных сил, отраслей промышленности и объектов;
- контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;
- прогнозирование и оценка биологических, экологических и социальных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.