- особенности роста, развития и состояния здоровья детей и подростков
-
действующие физиологические нормы питания
-
утвержденные или рекомендованные наборы продуктов
-
использование примерных или цикличных меню
-
возможность замены продуктов или блюд
-
соблюдение режима питания
-
необходимость искусственной витаминизации
-
учет климатогеографических и национальных особенностей
-
эндемичность территории
-
обеспечение токсикологической и эпидемиологической безопасности питания
-
возможность организации лечебно-профилактического или диетического питания
Основные принципы рационального питания детей и подростков в организованных коллективах
-
энергетическая ценность рационов, соответствующая энерготратам детей и подростков;
-
сбалансированность основных и незаменимых пищевых веществ в рационе при соотношении белков, жиров и углеводов и правильном сочетании компонентов животного и растительного происхождения;
-
адекватное поступление с пищей некоторых минорных компонентов: флавоноидов, нуклеотидов и др.
-
широкий ассортимент продуктов
-
строгое соблюдение режима питания, предусматривающего 45-разовый прием пищи, сохранение интервалов между ними 33,5 ч, но не более 44,5 ч.;
-
правильная кулинарно-технологическая обработка продуктов
-
учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
-
замена недостающих продуктов рациона производится лишь в исключительных случаях и только равноценными продуктами, особенно по количеству белка и жира;
-
обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания
Режим питания школьников
1 смена часы приема калорийность
1-й завтрак 7.00-7.30 час – 20 %
2-й завтрак 11.30-12.00 час – 20 %
обед 15.00-16.00 час – 35 %
ужин 19.30-20.00 – 25 %
2 смена
завтрак 7.30-8.00 час – 20 %
обед 12.00 час – 35 %
полдник 16.00 час – 20 %
ужин 19.30-20.00 – 25 %
В группах продленного дня школьники должны быть обеспечены
-
3-разовым питанием (горячий завтрак, обед, полдник),
-
Школьное питание должно составлять 6570% от суточной потребности в пищевых веществах и энергии.
-
Распределение калоража по приемам пищи от суточной энергетической ценности рациона следующее:
-
школьный завтрак - 20%
-
обед – 35%
-
полдник 10 15%
Особенности питания в школах-интернатах спортивного профиля
-
повышенное количество белков, жиров, углеводов, примерно на 2030% выше нормы
-
белки животного происхождения должны составлять 60%, а жиры растительного происхождения – 30% от общей суточной потребности в белке и жире.
-
соотношение между белками, жирами и углеводами должно соответствовать 1:1:4.
-
повышенное потребление витаминов А, группы В, С, РР)
-
повышенное потребление кальция и фосфора
Значения питания для здоровья детей и подростков

Рационализация питания
-
улучшение ассортимента школьных буфетов
-
оптимизация режима питания
-
индустриализация приготовления пищи
-
витаминизация:
-
регулярный прием детьми поливитаминных препаратов
-
включение в рацион питания готовых блюд, обогащенных витаминными смесями (премиксами)
-
обогащение рациона питания детей растительными добавками из овощей, ягод, фруктов, которые рекомендованы МЗ РБ как продукты детского и диетического питания
Основные принципы питания для детей и подростков при радиационном воздействии
-
Общая энергетическая адекватность суточного рациона питания должна соответствовать возрастным физиологическим нормам
-
Увеличение белкового компонента (до 10% от возрастной суточной нормы)
-
Обогащение истинными антиоксидантами (витамин Е, селен) и продуктами, содержащими свободные сульфгидрильные (SH) и метилъные (СН3) группы (аминокислоты - метионин, цистин, цистеин; витамины – В6, инозит, холин, В15)
-
Обогащение синергистами истинных антиоксидантов (витамины А и С)
-
Ограничение веществ, обладающих прооксидантными свойствами (ПНЖК, витамин Д)
-
Обогащение веществами, повышающими иммунологическую реактивность и стимулирующими кроветворение (витамины группы В, Cu, Fe, Co)
-
Обогащение продуктами, содержащими минеральные вещества, вступающие в конкурентные взаимоотношения с радионуклидами (калий-цезий, кальций-стронций, йод).
-
Обогащение продуктами, богатыми неспецифическими сорбентами