- особенности роста, развития и состояния здоровья детей и подростков
- 
действующие физиологические нормы питания
- 
утвержденные или рекомендованные наборы продуктов
- 
использование примерных или цикличных меню
- 
возможность замены продуктов или блюд
- 
соблюдение режима питания
- 
необходимость искусственной витаминизации
- 
учет климатогеографических и национальных особенностей
- 
эндемичность территории
- 
обеспечение токсикологической и эпидемиологической безопасности питания
- 
возможность организации лечебно-профилактического или диетического питания
Основные принципы рационального питания детей и подростков в организованных коллективах 
- 
энергетическая ценность рационов, соответствующая энерготратам детей и подростков;
- 
сбалансированность основных и незаменимых пищевых веществ в рационе при соотношении белков, жиров и углеводов и правильном сочетании компонентов животного и растительного происхождения;
- 
адекватное поступление с пищей некоторых минорных компонентов: флавоноидов, нуклеотидов и др.
- 
широкий ассортимент продуктов
- 
строгое соблюдение режима питания, предусматривающего 45-разовый прием пищи, сохранение интервалов между ними 33,5 ч, но не более 44,5 ч.;
- 
правильная кулинарно-технологическая обработка продуктов
- 
учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
- 
замена недостающих продуктов рациона производится лишь в исключительных случаях и только равноценными продуктами, особенно по количеству белка и жира;
- 
обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания
Режим питания школьников 
1 смена		часы приема	калорийность
	1-й завтрак		7.00-7.30 час	 	– 20 % 
	2-й завтрак		11.30-12.00 час		– 20 % 
	обед 			15.00-16.00 час		– 35 % 
	ужин 			19.30-20.00		– 25 % 
	2 смена
	завтрак	 	7.30-8.00 час		– 20 %
	обед 	 		12.00 час			– 35 % 
	полдник	 	16.00 час			– 20 %
	ужин			19.30-20.00		– 25 %
В группах продленного дня школьники должны быть обеспечены
- 
3-разовым питанием (горячий завтрак, обед, полдник),
- 
Школьное питание должно составлять 6570% от суточной потребности в пищевых веществах и энергии.
- 
Распределение калоража по приемам пищи от суточной энергетической ценности рациона следующее:
- 
школьный завтрак - 20%
- 
обед – 35%
- 
полдник  10  15%
Особенности питания в школах-интернатах спортивного профиля
- 
повышенное количество белков, жиров, углеводов, примерно на 2030% выше нормы
- 
белки животного происхождения должны составлять 60%, а жиры растительного происхождения – 30% от общей суточной потребности в белке и жире.
- 
соотношение между белками, жирами и углеводами должно соответствовать 1:1:4.
- 
повышенное потребление витаминов А, группы В, С, РР)
- 
повышенное потребление кальция и фосфора
Значения питания для здоровья детей и подростков

Рационализация питания
- 
улучшение ассортимента школьных буфетов
- 
оптимизация режима питания
- 
индустриализация приготовления пищи
- 
витаминизация:
- 
регулярный прием детьми поливитаминных препаратов
- 
включение в рацион питания готовых блюд, обогащенных витаминными смесями (премиксами)
- 
обогащение рациона питания детей растительными добавками из овощей, ягод, фруктов, которые рекомендованы МЗ РБ как продукты детского и диетического питания
Основные принципы питания для детей и подростков при радиационном воздействии 
- 
Общая энергетическая адекватность суточного рациона питания должна соответствовать возрастным физиологическим нормам
- 
Увеличение белкового компонента (до 10% от возрастной суточной нормы)
- 
Обогащение истинными антиоксидантами (витамин Е, селен) и продуктами,  содержащими свободные сульфгидрильные (SH) и метилъные  (СН3) группы (аминокислоты - метионин, цистин, цистеин; витамины – В6, инозит, холин, В15)
- 
Обогащение синергистами истинных антиоксидантов (витамины А и С)
- 
Ограничение веществ, обладающих прооксидантными свойствами (ПНЖК, витамин Д)
- 
Обогащение веществами, повышающими иммунологическую реактивность и стимулирующими кроветворение (витамины группы В, Cu, Fe, Co)
- 
Обогащение продуктами, содержащими минеральные вещества, вступающие в конкурентные взаимоотношения с радионуклидами (калий-цезий, кальций-стронций, йод).
- 
Обогащение продуктами, богатыми неспецифическими сорбентами