Петрозаводский государственный университет
органами государственной власти и местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации прямо обязывает органы государства и местного самоуправления использовать все имеющиеся у них возможности, как организационные так и финансовые, для развития предпринимательства и предупреждения в нем явлений, носящих противоправный характер. Кроме того, очевидно, что многие общественно-значимые задачи выглядят трудноразрешимыми вне государственно-правового механизма. А именно, необходимость обеспечения занятости населения, формирования бюджетов всех уровней, защиты окружающей среды, безопасности страны и многие другие. В этой связи представляет интерес предусмотренные законодательством и выработанные практикой методы и формы воздействия органов государственной и муниципальной власти на предпринимательство.
Прежде всего, следует выделить те формы и методы, которые распространяются на юридические лица, создаваемые по решению уполномоченных органов государственного и местного самоуправления на базе государственной и муниципальной собственности соответственно. Специфика таких предприятий состоит в том, что взаимоотношения между субъектами предпринимательской деятельности и властными структурами носит субординационный характер. Он проявляется в том, что коммерческие организации в форме государственных или муниципальных унитарных предприятий не только создаются по решению органов власти, но они наделяют такие предприятия имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, назначают их руководителя. Ими же утверждаются уставы унитарных предприятий, где определяются цели, условия и порядок их деятельности. Унитарные предприятия получили достаточно широкое распространение в сфере производства, торговли, бытового и иных видов обслуживания.
Все возрастающую актуальность приобретает контроль государственных органов и органов местного самоуправления за соблюдением законности в деятельности хозяйствующих субъектов. Прежде всего, существует проблема с определением границ контроля который, в свою очередь связан с понятием информации, составляющей коммерческую тайну. В соответствии с действующим законодательством, понятие "информация" составляют сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Гражданский кодекс РФ защищает особый вид информации - коммерческую тайну. Ее признаки состоят в следующем: информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность; соответствующая информация неизвестна третьим лицам; к данной информации нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принял меры к охране ее конфиденциальности.
Лица, незаконными методами получившие информацию, составляющую коммерческую тайну, обязаны возместить убытки. В ряде случаев Закон, независимо от воли носителя информации, прямо предусматривает возможность ее раскрытия. Речь идет о банковской тайне, деятельности открытых акционерных обществ, фондов.
В условиях создания социально-ориентированной рыночной экономики с преобладанием предпринимательского способа хозяйствования наиболее перспективной правовой формой сотрудничества государства и местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности, по-видимому, является гражданско-правовой договор. В соответствии со статьей 420 ГК РФ договор - это соглашение двух и более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В гражданском законодательстве провозглашен принцип свободы договора. Так, по статье 421 ГК стороны свободны в заключение договора и понуждение к его заключению не допустимо; стороны вправе заключать любой, не противоречащий законодательству, договор в том числе и не предусмотренный в ГК; стороны свободны в определении условий заключаемого договора. Вместе с тем, Законом предусмотрены некоторые изъятия из принципа свободы договора с целью защиты "слабой стороны" в договоре (прежде всего граждан) и интересов кредиторов, а также для защиты интересов государства.
В развитии общих положений Гражданского кодекса о договорах, в статье 33 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" получил закрепление так называемый муниципальный заказ. Так, органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных средств. Кроме того, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнес к предмету ведения местного самоуправления комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования. В соответствии с данным нормативным актом органы местного самоуправления вправе координировать, выступая инициатором объединения материальных ресурсов хозяйствующих субъектов с собственными ресурсами с целью их использования для строительства жилья, больниц, дорог, школ и иных объектов социальной инфраструктуры, в развитии которых есть общая заинтересованность. Но особо следует отметить, что средства предпринимателей могут привлекаться исключительно на добровольной основе и никаких ограничений правосубъектности в плане осуществления ими хозяйственной деятельности сами органы местного самоуправления не вправе. Такого рода ограничения могут содержаться только в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.
Хронической проблемой многих участников предпринимательских отношений остаются неплатежи и, следовательно, острая нехватка собственных средств для ведения хозяйственной деятельности. В решении этой проблемы существенный вклад могут внести органы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.