Социокультурная роль театра в организации досуга студентов. Структура студенческого досуга и его влияние на художественное развитие личности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Федеральное агентство связи

ГОУ ВПО Сибирский государственный университет

телекоммуникаций и информатики

                                     Кафедра социологии, политологии, психологии

Допустить  к  защите:

Зав. кафедрой _______________

Социокультурная роль театра в организации досуга студентов

                            Дипломная работа

     Дипломник
      Факультет   Гуманитарный  Группа СО-51

                                      Руководитель   к. к, доц. 

Новосибирск 2010 г.

Содержание

Введение                                                                                                                   3

Глава I. Теоретические основы изучения роли театрального

искусства в досуге студентов                                                                             10

1.1.  Социокультурные проблемы театрального искусства в социологических исследованиях                                                                10

1.2.  Структура студенческого досуга и его влияние на художественное развитие личности                                                                                       25                                                                                 

Глава II. Студенческая молодежь и театр                                                      46

2.1. Проблемы изучения студенческой театральной аудитории и ее предпочтений                                                                                                         46

2.2. Исследование роли театрального искусства в досуге студентов г.

Новосибирска                                                                                                        56

Заключение                                                                                                           65

Список литературы                                                                                             68

Приложение 1. Инструментарий социологического исследования                  72

Приложение 2. Результаты анкетного опроса: таблицы и графики                  78

Введение

Для современного общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.

Театр просвещает, воспитывает, оснащает публику житейским опытом, общественно-значимыми ориентирами, системой ценностей, моделирует социальное поведение, эмоциональным воздействием способствует образованию социальной консолидации в принятии (или неприятии) определенных норм, идеалов и тем самым выполняет важную регулятивную роль в жизни общества, укрепляет его целостность, формирует в общественном сознании картину мира.

Художественное  отражение  жизни,   утверждение   определённых   идей, мировоззрения, идеологии совершается  в  театре  посредством  драматического действия,  исполняемого  актёрами   перед   зрителем.   Борьба   характеров, раскрытие общественного и психологического конфликтов,  влияющих  на  судьбы людей, их отношения  лежат  в  основе  пьесы,  спектакля.  Специфика  театра требует эмоционально-духовного единения  сцены  и  зрителей,  наличия  общих интересов между творцами спектакля и публикой. Театр имеет  важное  значение в  деле  эстетического,  нравственного  и   политического   воспитания.   Он располагает  для  этого  богатыми  средствами   художественного   обобщения, выразительности, воздействия на массового зрителя.

В современных условиях, когда в общественном сознании смещены прежние мировоззренческие установки, ослаблены духовные опоры и структуры, обострены скрытые ранее конфликты и противоречия, обращение театра к широкому диалогу с обществом само по себе социально значимо.

Социальное бытие искусства осуществляется в пространстве культурной жизни общества. Ценности искусства, его образы, идеалы оказывают несомненное влияние на духовную, культурную жизнь в целом. Но и искусство также в значительной степени зависит от культурного состояния общества. Неслучайно переходные, переломные для общества и для культуры времена всегда отмечены появлением новых видов творческой деятельности, активизацией новых каналов художественной информации, появлением новых способов циркулирования художественных ценностей, интенсивным влиянием различных видов досуга друг на друга.

Современную социокультурную ситуацию можно охарактеризовать следующими процессами: перестройка ценностной иерархии в сфере культурного потребления и появление новых видов и форм досуга. В связи с этим традиционная система художественных предпочтений постепенно меняется.

Взаимодействие и взаимовлияние молодёжи и искусства в значительной мере опосредованно ее ценностными ориентирами и мотивами.  Именно они задают критерии, используемые для оценки общества, и регулируют поведение человека, определяя стратегию социальной жизни человека.

В системе социокультурных ценностных ориентаций молодежи театральное искусство все более перемещается на второй план. Объяснить это можно не только расширением и доступностью социокультурной инфраструктуры получения информации из мира искусств, но и неразвитостью у значительной части молодежи зрительской театральной культуры восприятия спектакля, низким уровнем общей культуры. Сегодня обнаруживается противоречие между ролью, которую общество отводит театру  в процессах идеологического, культурного и художественного воспитания, и реальным местом театрального искусства в повседневной жизни человека. Театр постепенно перестает быть реальностью жизни населения.

Противоречие между общественным признанием театра и его трудностями в отношениях с публикой делает особенно важным получение систематического и развернутого знания о человеке в системе художественной культуры и специфике его связей с театральной культурой. Многие причинно-следственные связи поведения в сфере культуры следует искать в системе социокультурного существования личности.

Создание благоприятных условий для приобщения молодежи к театральному искусству невозможно без развернутого изучения театрального спроса и театральных потребностей. Необходимы знания о готовности студенческой молодежи к встрече с театром, уровне их требований и представлениях о театре.

Степень научной разработанности проблемы.

Первые социологические подходы к изучению театра начали складываться

Похожие материалы

Информация о работе