Коэффициент пропорциональности между сопротивлением трения и формы
K=(22TL -0.1)*{0.132+( δ-0.4)2.5 =(22*0,032-0,1)*(0,132+(0,67-0,4) 2. =0,103
Дальнейший расчет производим в таблице
Таблица 2 – Расчет сопротивления воды.
Исходные данные: L=75м ; B=12м ; T=2.4м ; δ=0,67 ; Ω=926,19 ; K=0.103 ; ∆СF=0.6*10-3 ; Сvp=0.2*10-3 |
||||||||
Расчетные велечины |
Разм. |
Численные значения |
||||||
Скорость судна V |
м/с |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
Число Рейнольдса Re=VL/υ |
___ |
1,433 |
1,911 |
2,389 |
2,866 |
3,344 |
||
Число Фрудо Fr=V/ |
___ |
0,111 |
0.147 |
0.184 |
0.221 |
0.258 |
||
Экстраполятор трения Cf=0.455/(logRe)2.58 |
___ |
2,03 |
1,95 |
1,89 |
1.85 |
1.81 |
||
Коэффициент волнового сопротивления Cw |
___ |
0.02 |
0.1 |
0.244 |
0.532 |
1.069 |
||
Динамический коэффициент А= 0.5ρΩV2 |
Кн. |
4.168 |
7.41 |
11.577 |
16.671 |
22.692 |
||
Сопротивление трения RF=(Cf+∆СF) |
Кн. |
10.961 |
18.894 |
28.828 |
40.845 |
54.687 |
||
Сопротивление формы RAp=K RF |
Кн. |
1.126 |
1.94 |
2.96 |
4.194 |
5.615 |
||
Волновое сопротивление Rw= Cw*A |
Кн. |
0.083 |
0.743 |
2.819 |
8.868 |
24.253 |
||
Сопротивление выступающих частей Rvp=Cvp*A |
Кн. |
0.834 |
1.482 |
2.315 |
3.334 |
4.538 |
||
Полное сопротивление R=Rvp+Rw++RAp+RF |
Кн. |
13.003 |
23.059 |
36.922 |
57.241 |
89.094 |
||
Сопротивление в балласте RБ=0,35R |
Кн. |
4.551 |
8.071 |
12.923 |
20.034 |
31.183 |
||
Сопротивление на мелководье Rм=1.35R |
Кн. |
17.555 |
31.13 |
49.845 |
77.275 |
120.277 |
||
Коэффициент волнового сопротивления (при Fr£0,1 CW =0):
3.Расчет открытого винта при заданном его диаметре
Мощность подведенная к движителю
PD=PSηS ηS=0.98
PD=500*0.98=490
Диаметр винтов
D=Dmax=1.8
Коэффициент попутного потока судна
Коэффициент момента двигателя
КQД= PD/2πρη3D5
КQД=0.033
Площадь диска винта А0, м
А0=0.25π D2
А0=2,54
Таблица 3 – Расчет винта с заданным диаметром
Исходные данные: V=6.0 м/с; PD=490квт; Zл=4; А0=2,54; t0=0.03; КQД=0.033 |
|||||
№ |
Расчетные величины |
Разм. |
Численные значения |
||
1 |
Скорость судна V |
м/с |
5,80 |
6,25 |
6,5 |
2 |
Скорость винта Vp=V(1-Wт) |
5.11 |
5,5 |
5,726 |
|
3 |
Относительная поступь J=Vp/nD |
0,567 |
0,61 |
0,636 |
|
4 |
Шаговое отношение Pp/D=f(J,КQД) (по диаграмме) |
0,64 |
0,675 |
0,710 |
|
5 |
Коэффициент упора Kт=f(J, Pp/D) (по диаграмме) |
0,145 |
0,142 |
0,138 |
|
6 |
Упор движителя Тр= Kт ρη2D4 |
38,05 |
37,27 |
36,22 |
|
7 |
Осевая вызванная скорость ωp=0.75(-Vp+( Vp2+2 Тр/ ρА0) |
1,349 |
1,21 |
1,113 |
|
8 |
Коэф. засасывания |
0,108 |
0,109 |
0,111 |
|
9 |
Суммарная тяга винтов ∑ТE=zp*Tp(1-tp) |
67,882 |
66,42 |
64,399 |
|
10 |
Сопротивление R=f(V) |
44,21 |
57,2 |
80,24 |
Таким образом, при установке на судне двух открытых четырехлопастных винтов с диаметром D =1.8 м, шаговым отношением
Pp/D=0,64 и дисковым отношением AE/A0=0.55, судно развивает скорость V=6,25 м/с=20.88 км/ч. КПД винта при данном шаговом отношении имеет значение:
ηр=J*Kт/2πKQ ηр=0.547
4.Расчет и построение ходовых и тяговых характеристик
Для расчета должны быть заданы характеристики движителя, полученные при его расчете на полное использование мощности СЭУ. Расчет производится в таблице 9 при варьировании относительной поступи Jс обязательным включением колонки с ее расчетной величиной при расчетной скорости. Максимальное значение J для одиночных судов принимается на 15-20 % больше расчетного, а для толкаемых составов величину J увеличивают до тех пор, пока тяга на гаке (стр.12) не станет близкой к нулевому значению, соответствующему скорости движения толкача «легкачем» (без состава). В численном примере расчет произведен для оптимального КВН грузового судна.
Предварительно рассчитываем максимально возможный момент, развиваемый двигателем , где , где PD- мощность подведённая к движетелю , где Ps – мощность двигателя
М= 0,033*52*1,85
М= 15,589
Шаговое отношениеPP/D=f( ) => 0,64
Таблица 4 - Расчет и построение ходовых и тяговых характеристик
-частота вращения
-скорость винта
-скорость судна
-упор движителя
-мощность располагаемая
По результатам расчетов строятся графики ходовых (тяговых для буксира - толкача) характеристик. Построение характеристик начинается с графика , графика и графика . Затем строятся графики сопротивлений: , , . Для состава - (толкача), (легкого и тяжелого) в пределах поля графика .
4. Проверка дискового отношения винта
4.1 Проверка на прочность
Минимально необходимое дисковое отношение винтов из условия прочности лопастей вычисляется по формуле:
,
где =0,065 для углеродистой стали, =0,055 для нержавеющей стали или бронзы, =2,5 для ледоколов, =1,75 для судов, работающих в битом льду, =1,5 для буксиров – толкачей, =1,15 для грузовых и пассажирских судов.
Упор винтов в насадках определяется путем расчетов по следующим формулам. При этом предварительно рассчитываются следующие параметры:
- коэффициент нагрузки по упору
; =3,4;
Минимально необходимое дисковое отношение винтов из условия прочности лопастей равно:
=0,424; так как оно меньше принятого по диаграмме (0,6), винт прочен.
Если минимально необходимое окажется больше принятого по диаграмме, необходимо выбрать диаграмму с большим дисковым отношением и расчеты повторить.
4.2. Проверка на кавитацию
Минимально необходимое дисковое отношение винтов из условия отсутствия второй стадии кавитации на лопастях винтов вычисляется по формуле:
где ра=101 кН/м2 – атмосферное давление, »0,5Т –глубина погружения оси винта под ватерлинию; =1,72 кН/м2 – давление насыщенных паров воды.
Минимально необходимое дисковое отношение винтов из условия отсутствия второй стадии кавитации на лопастях винтов равно:
;
Так как минимально необходимое меньше принятого по диаграмме (0,6), винт не кавитирует.
Если минимально необходимое окажется больше принятого по диаграмме, необходимо выбрать диаграмму с большим дисковым отношением и расчеты повторить.
5. Расчет и построение чертежа гребного винта
Для построения чертежа гребного винта необходимо выполнить следующие предварительные расчеты. Диаметр гребного вала , мм (по правилам Российского речного Регистра ).
=162, где эмпирический коэффициент для гребного вала в районе винта k=150; коэффициент усиления =1 (для обычных судов), =1,05 (для судов, плавающих в битом льду), =1,07 (для ледоколов); временное сопротивление материала вала =400-600 мПа.
Диаметр ступицы ,м.
; =2*0,162; =0,324
Средняя ширина лопасти , м.
; =0,47.
Максимальная ширина лопасти м
; =1,17*0,47 =0,55, где С=1,17 для открытых винтов серии Трооста, С=1,10 для винтов в КВН серии Каплана (для КВН).
Условная максимальная толщина лопасти по оси винта ,м.
;
=0,5*1,8*(0,125-0,0085*4); =0,0819
Максимальная толщина на конце лопасти ,м.
;
=0,5*1,8*(0,00955-0,0005*4); =0,0068.
Толщина принимается не менее 5 мм для обычных судов, 6 мм для судов, плавающих в битом льду, 7 мм для ледоколов.
Отклонение образующей конца лопасти в корму ,м (для КВН отклонение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.