Особенность: программа включает народные мотивы, широко использует поговорки, пословицы, дразнилки, считалки. Музыка синтезируется с речью, с ее ритмом и мелодической стороной. Она также связана с движениями, пантомимой, театрализованной игрой.
Золтан Кодай.
Венгерский композитор.
Задачи программы:
1. Развитие навыков певческой культуры.
2.Обучение детей с помощью релятивной (относительной) системы.
3.Обучить детей системе ручных знаков.
4.Способствовать развитию слуха ребенка.
Ведущая музыкальная деятельность: пение.
Особенность: в программе,вместо нот, используется система ручных знаков, обозначающих название ступеней гаммы (1,2,3-. и тд.), каждая ступень обозначается слоговым названием: «йо», «ле», «ми», « на», «со», «ре», «ти».Также используется слоговое обозначение длительности звуков: ти,та.
Шиничи Судзуки.
Японский композитор.
Задачи программы:
1.Создать условия необходимые для музыкального развития ребенка.
2.Обучить ребенка игре на музыкальном инструменте.
Ведущая музыкальная деятельность: исполнительство на музыкальном инструменте.
Особенность: признание ведущей роли исполнительства, а именно игре на скрипке, т.к ее можно сделать очень маленькой, и поэтому сделать очень маленькой, и поэтому даже 2-х летний ребенок способен играть на ней. Включение группового и индивидуального способа обучения.
Ольга Петровна Радынова
Автор программы «Музыкальные шедевры».
Задачи программы:
1.Накопление знаний о музыке, умений и навыков музыкальной деятельности и творческих способностей.
2.Формировать музыкально-эстетическое сознание.
3.Ознакомление детей с подлинными образцами музыкальной культуры.
4.Формирование музыкальной культуры детей.
Ведущая музыкальная деятельность: восприятие музыки.
Особенность: включение в программу подлинных образцов музыкальной культуры, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей. Программа построена на принципе тематизма, основанном на накоплении ребенком опыта восприятия музыкального искусства.
Наталья Алексеевна Ветлугина.
Автор типовой программы «Музыкальное развитие».
Задачи программы:
1.Развитие природных задатков.
2.Музыкальное развитие личности, путем внешних воздействий, связанных с музыкой.
3.Развитие музыкального слуха во взаимодействии его эмоциональной и слуховой основе.
4.Художественное обучение детей.
Ведущая музыкальная деятельность: музыкальное исполнительство (пение, ритмика, игра на детских музыкальных инструментах).
Особенность: развитие 2-х музыкальных способностей: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слухового представления) компонентов музыкального слуха.
Дмитрий Борисович Кабалевский.
Автор «Программы по музыке для общеобразовательных школ».
Задачи программы:
Приобщения ребенка к музыке путем развития активности восприятия.
Ведущая музыкальная деятельность: восприятие музыки.
Особенность: познание жанровых признаков в разных жизненных ситуациях, социально-воспитательная направленность системы, принцип тематизма.
Кира Владимировна Тарасова.
Автор программы «Гармония», «Малыш», «Синтез».
Задачи программы:
Развитие музыкальных способностей в разных видах музыкальной деятельности, общее психологическое развитие, нравственно и общекультурное воспитание.
Ведущая музыкальная деятельность: музыкальная деятельность: слушание музыки, движение, музицирование, пение, игра на музыкальных инструментах, игры-драматизации.
Особенность: опора на закономерности становления музыкальности у детей, связь с ведущими интересами детей, сочетание в репертуаре высокохудожественной, народной, классической и современной музыки, «горизонтальное» движение музыкального репертуара, т.е одно и тоже произведение проходит в нескольких видах музыкальной деятельности.
Владимир Владимирович Кирюшин.
Автор программы «Музыкальный интеллект», «Музыкальный миф».
Задачи программы:
Эмоциональное развитие личности, развитие мышления.
Ведущая музыкальная деятельность: музыкально-образовательная деятельность (сольфеджио, основы музыкальной грамотности, теория музыки).
Особенность: личностное развитие посредством музыкальной образовательной деятельности от рождения.
Морас Мартено.
Автор программы
Задачи программы:
1).подготовка профессионалов.
2).воспитание души ребенка.
Ведущая музыкальная деятельность: пение.
Особенность: нотная грамота, разделяется на простые элементы, которые ребенок постепенно объединяет в своем сознании и приобщение к тонкостям музыкальной теории.
«Радуга».
Авторы программы Т.Н. Доронова, В.В. Гербова.
Задачи программы:
1.Развитие музыкальности.
2.Формирование у детей эстетического чувства и приобщение к миру музыкальной культуры.
Ведущая музыкальная деятельность: игры: эксперименты со звучащими предметами, хоровое пение.
Особенность: музыка преподносится ребенку, как часть повседневной жизни, как источник духовного насыщения.
2.Увлечь детей, развить умение слушать музыку, прислушиваться к слогам песни.
3.Учить слышать тембр, чувство ритма.
Ведущая музыкальная деятельность: пение, танцы, слушание музыки.
Особенность: формирование певческого голоса, обучение с использованием музыкальных викторин, бесед, посещение театров, музеев и тд.
«Шаг за шагом».
Программа разработана коллективом Донкольного проекта Сороса в Центре развития ребенка Джоржжтаунского университета. Исполнительный директор программы доктор наук Памела А.Коглин. Национальный координатор программы в России Г.П.Козлова, кандидат пелагогичексих наук.
Задачи программы: эмоциональное развитие ребенка.
Ведущая музыкальная деятельность: слушание музыки, пение, игры.
Особенность: необходимо при обучении дать понять ребенку природу звуков, что помогает уловить и сравнить разную музыку.
«Детство».
Авторы программы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева.
Задачи программы:
1.формировать интерес ребенка к музыке, желание ее слушать.
2.Расширить музыкальный кругозор.
3.Формировать навыки всех видов деятельности.
4.Воспитать основы музыкальной культуры, познакомить с композиторами, развивать умение вслушиваться в каждую фразу музыкального произведения.
Ведущая музыкальная деятельность: слушание музыки, пение.
Особенность: необходимость творческого и эстетического развития для восприятия, мышления и общего интеллектуального развития.