Моделирование вычислительных систем. Аналитическое моделирование. Классификация СМО. Пуассоновский поток случайных событий

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Часть 3

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Вычислительные системы

Вычислительные системы (ВС) применяются для управления технологическими процессами, автоматизации измерений, в банковском деле, торговле, управлении распределенными объектами и т.п.

Типовая схема ВС – ЭВМ связана с объектом посредством каналов ввода–вывода информации, по которым в ЭВМ поступают сигналы о возникновении тех или иных ситуаций и данные, характеризующие состояние объекта, а из ЭВМ  передается информация, воспринимаемая исполнительными, регистрирующими и отображающими устройствами.

В общем случае ЭВМ должна решать совокупность задач П1, П2,…Пр, программы которых хранятся в памяти ЭВМ (постоянной или оперативной). Они инициируются в порядке, определяемом процессами, происходящими в управляемом (контролируемом) объекте и в самой ЭВМ.

Причина инициации программы называется ЗАЯВКОЙ. Заявки генерируются в объекте и поступают в ЭВМ периодически или в произвольные, случайные моменты времени. При этом за короткий отрезок времени может поступить несколько заявок, для обслуживания которых потребуются соответствующие программы.


При наличии одного процессора эти программы могут быть выполнены только последовательно, в связи с чем возникают ОЧЕРЕДИ ЗАЯВОК  на обслуживание.

Обработка заявок производится по схеме:

При появлении заявки Zi устройство прерывания приостанавливает процессор, вызывает программу Диспетчер 1, которая определяет в какую очередь поставить заявку.

Очередь Оi – это совокупность ячеек памяти, в которых размещаются коды соответствующих заявок, ожидающихся обслуживания.

В каждый момент времени процессор может обрабатывать только одну заявку. Выбор заявки на обработку производится программой Диспетчер 2 (процесс выбора заявки называется диспетчированием). После окончания работы программы обработки Прi заявка покидает систему (не всегда), а диспетчер 2 выбирает следующую заявку, имеющую преимущественное право на обслуживание.

Если очереди пусты, то Диспетчер 2 переключает ЭВМ в режим ожидания.

Правило диспетчирования – постановка заявок в очередь и выбор заявок из очереди на обслуживание – называется дисциплиной обслуживания. Дисциплины обслуживания регулируются специальными программами.

Качество ВС определяется в первую очередь временем пребывания заявок в системе: от поступления заявки, до момента окончания ее обслуживания. Следовательно, определение времени пребывания заявок в ВС первоочередная задача анализа ВС.

Функционирование ВС можно рассматривать как совокупность трех процессов:

– поступление заявок на вход ВС;

– диспетчирование;

– обслуживание заявок.


АНАЛИТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

В ВС прикладные программы выполняются в порядке появления соответствующих заявок, который в общем случае случаен. Время решения задачи при обслуживании даже однотипных заявок различно, так как зависит от данных, поступающих при появлении заявок. В целом, функционирование ВС носит стохастический (вероятностный) характер, что позволяет рассматривать ВС как систему массового обслуживания (смо) и описывать их поведение в терминах теории массового обслуживания.

Объектом  изучения теории массового обслуживания являются процессы обработки системами массового обслуживания поступающих потоков заявок.

Основы теории были заложены в трудах датского математика, сотрудника Копенгагенской телефонной компании А. К. Эрланга (принцип статистического равновесия) и получили дальнейшее развитие в работах многих отечественных и зарубежных ученых .

Математическая модель системы массового обслуживания включает три основных элемента: поток поступающих заявок, систему обслуживания, дисциплину обслуживания.

Понятие потока заявок включает информацию о модели потока вызовов

Похожие материалы

Информация о работе