Каковы основные цели и ограничения поведения потребителя в рыночной экономике? Когда достигается равновесие потребителя? Его графическая интерпретация

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УВО «Белорусский государственный экономический университет»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И

ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по  курсу

ЭКОНОМИКА (микроэкономика, макроэкономика)

для студентов  заочной формы обучения

факультета ФЭУТ для специальности

1-25 01 09 «Товароведение и экспертиза товаров»

на 2012-2013 учебный год

МИНСК 2012


РАЗДЕЛ I МИКРОЭКОНОМИКА

Основная литература по разделу «микроэкономика»:

1  Микро- и макроэкономика: Учебное пособие / Плотницкий М.И., Воробьева Л.В., Сухарева Н.Н. и др.; под ред. М.И.Плотницкого. – Минск: Книжный дом; Мисанта, 2004. – 185 с.

2  Микроэкономика: Учеб.пособие /А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева; под ред. А.В.Бондаря, В.А.Воробьева – Мн.: БГЭУ, 2007 .– 415 с.

3  Микроэкономика: учеб.пособие/ И.В.Новикова, Ю.М.Ясинский, О.А. Тиханова и др.; под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. – Мн.: 2006. – С.391.

4  Микроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей, обеспечивающих получение высшего сельскохоз-го образования; под ред.А.С.Константинова, В.А.Воробьева, Л.В.Пануш, А.М.Филипцов. – Минск: 2007. – С.369.

5  Тарануха, Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник / Под общ. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Дело и Сервис, 2002. –  304 с.

6  Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т.пер.с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 384 с.

7  Микроэкономика: учебное пособие; под ред.В.А.Воробьева – Мн.: БГЭУ, 2011.

Дополнительная литература по разделу «микроэкономика»:

1  Вехи экономической мысли Теория потребительского поведения и спроса. Т.1. Под ред. В.М.Гальперина – СПб: 1999. – с.337-376.

2  Кац, М. Микроэкономика/ М.Кац, Х.Роузен; Пер.с англ. и Пустовалова и др.. – Мн.: Новое знание, 2002. с.27-63.

3  Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ.: 13-го изд. М.: ИНФРА-М, 1999, с.48,456-476.

4  Микроэкономика: Учебное пособие для экон.спец.вузов/ Под ред. М.И.Плотницкого. Минск: Новое знание, 2002.

5  Чеканский,  А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник. – М: ИНФРА – М, 2005. с.46-56.

6  Микроэкономика: учебное пособие под ред.В.А.Воробьева. – Мн.: 2011. Глава 2.

Тема 2 Теория поведения потребителя - 2 часа

1  Ординалистский подход к оценке полезности благ.

2  Кривые безразличия и их свойства. Бюджетная линия потребителя, ее свойства.

3  Равновесие потребителя и его графическая интерпретация.

4  Понятие индивидуального спроса. Кривая «цена-потребление» и построение кривой индивидуального спроса. Кривая «доход-потребление». Сдвиги кривой индивидуального спроса.

5  Эффект дохода и эффект замещения. Совокупный эффект изменения цены.

Темы рефератов и докладов

1  Потребительские  предпочтения и кривые  безразличия.

2  Кардиналистский  и ординалистский  подходы в теории  поведения потребителя: их сходства  и различия.

Ключевые понятия и термины

Потребности, экономические блага, полезность, кардиналистский подход, ординалистский подход, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, общая полезность, равновесие потребителя, аксиома полной упорядоченности, аксиома рефлективности, аксиома транзитивности, кривая безразличия, карта кривых безразличия, предельная норма замещения, бюджетное ограничение, бюджетная линия, индивидуальный спрос, кривая «цена-потребление», кривая индивидуального спроса, кривая «доход-потребление»,  кривые Энгеля, эффект дохода, эффект замещения, совокупный эффект, рыночный спрос, кривая рыночного спроса, эффект  подражания, эффект «сноба».

Вопросы для повторения

1  Каковы основные цели и ограничения поведения потребителя в рыночной экономике?

2  Назовите отличия кардиналистского и ординалистского подходов к оценке полезности.

3  Что представляет собой общая и предельная полезность экономического блага?

4  Какую информацию несет в себе кривая безразличия?

5  О чем свидетельствуют MRS и что лежит в основе изменения ее величины?

6  В чем заключается экономический смысл бюджетной линии? От чего зависит ее наклон на графике?

7  Когда достигается равновесие потребителя? Его графическая интерпретация.

8  Какое влияние на оптимальный выбор потребителя оказывает изменение дохода и цен?

9  Дайте определение эффекта дохода и эффекта замещения. Как определяется совокупный эффект изменения цены?

10   Каким образом  могут  быть  построены кривые «доход-потребление» и «цена-потребление»?

11  Каковы факторы, влияющие на рыночный спрос?

Тесты и задачи

1 Нарисуйте  карты кривых  безразличия  для  следующих    пар товаров:

а) красные и желтые  яблоки;

б) ботинки  и шнурки  для них;

в) хлеб  и вода;

г) соленые огурцы  и шоколад.

2 Какой  из следующих  товаров  характеризуется  наибольшим  эффектом  дохода:

а)  алкогольные напитки;

б) холодильники;

в) бензин;

г) жилье?

3  При росте  цены  на  заменяемое благо линия «цена-потребление» имеет вид:

а) убывающей линии;

б) возрастающей  линии;

в) горизонтальной линии;

г) вертикальной  линии.

4 На рисунке  представлена бюджетная линия. Предположим, что Рх=8 ден. ед.  за единицу.            Используя  данные  определить:

            Qy

        40

                         

35             Qx

а)  цену  товара Y  (Рy);

б) наклон  бюджетной  линии;

в) уравнение  бюджетной линии.

5  Даны цены двух товаров: Рх = 10  ден. ед., а Ру = 2,4 ден. ед,. Определите  то  количество  единиц  У,  которое  потребитель  может  купить,  жертвуя  единицей Х.  Каков  наклон  бюджетной  линии?

6 Потребитель  имеет  доход, равный 24  ден. ед.. Цена  товара А  равна 1,5 ден. ед., а  товара  В – 1 ден. ед. Предпочтения потребителя  можно  охарактеризовать  с помощью  данных, приведенных  в таблице. Начертите кривую безразличия потребителя и бюджетную линию.

Единицы  товара А

Единицы товара В

16

6

12

8

8

12

4

24

Какое количество  товаров  А и В  приобретает  потребитель  с целью максимизации  полезности? Соответствует   ли  полученный  ответ  правилу  равновесия,  согласно  которому  MRS=PB/PA?

7 Предположим, что   покупатель  равно  удовлетворен   следующими потребительскими наборами,  состоящими  из  яблок и апельсинов.

Апельсин

Яблоки

3

9

5

7

7

5

9

3

11

1

а) Какова  предельная норма  замещения  между  апельсинами  и яблоками? Меняется ли она?

б) Какая,  по  мнению  покупателя,  полезность выше:  апельсинов  или яблок?

в) Реальная   ли  эта  ситуация?  Поясните.

Тема 3 ОСНОВНЫЕ РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ (коллоквиум)  – 2  часа

1 Фирма в условиях совершенной конкуренции: а) совершенная конкуренция, её основные признаки;

б) спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента;

в) равновесие фирмы – совершенного конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах.

2 Чистая монополия:

а) основные черты и  виды чистой монополии Монопсония;

б) спрос на продукт и предельный доход монополиста;

в) ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

3 Фирма в условиях монополистической конкуренции:

а) основные черты и дифференциация продукта;

б) равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах;

в) неценовая конкуренция. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.

4 Фирма в условиях олигополии:

а) основные признаки олигополии;

б) типология моделей олигополии и проблема устойчивости цен;

в) монопольная власть и ее показатели. Проблемы монополизма в РБ.

г) антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экономика
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
157 Kb
Скачали:
0