МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский государственный экономический университет
Кафедра философии
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИЙ ЗАНЯТИЙ
Минск
2005
Составитель: , кандидат философских наук, доцент
Изучив данный курс, студент должен
а) знать:
· основные понятия теории творчества;
· примеры творческих достижений в некоторых областях творческой деятельности и особенно в области экономического творчества;
б) уметь характеризовать:
· специфику экономического творчества и его взаимосвязь с другими видами творчества;
· формы экономического творчества;
· качества творческой личности;
· важнейшие методы творческой деятельности.
в) уметь анализировать:
· ситуации в экономической деятельности, требующие нестандартного подхода;
· структуру творческого процесса;
г) приобрести навыки и качества:
· решения нестандартных познавательных задач на основе приемов логики;
· использования ассоциаций;
· применения матриц для организации информации и воображения новых комбинаций;
· корректного дискутирования.
На достижение этих целей направлен лекционный курс, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Планы семинарских занятий данного спецкурса ориентированы на освоение основных положений лекционного материала, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы. Перечень вопросов, выносимых на семинарские занятия, тем рефератов и списки рекомендуемой литературы составлены на основе рабочей программы по курсу и публикаций автора. Вместе с тем предусматривается возможность их корректировки исходя из критериев студентов и дополнительной свежей информации.
№/№ п.п. |
Название темы |
Количество часов |
1. |
Предмет и задачи креатологии |
2 |
2. |
Качества творческой личности |
2 |
3. |
Методы творчества |
6 |
Тема 1.Предмет и задачи креатологии.
1. Феномен творчества, трудности его осмысления и практического использования. Донаучные формы осмысления творчества: мифология, религия, обыденное сознание. Свидетельства каждой мудрости о мире, человеческой деятельности и творчестве.
2. Уроки второго тысячелетия. Изменения в современном мире. Специфика Республики Беларусь.
3. Пути научного исследования творчества. Философский, экономический, психологический, педагогический аспекты изучения. Перспективы создания специальной науки о творчестве (креатологии, эврилогии).
Рефераты:
· Мистификации и демистификации творчества
· Креатология и народная мудрость
Литература:
– Боно Э. Нестандартное мышление. Самоучитель – Мн.: Попурри, 2000.
– Друкер П.Ф. Новые реальности в политике и правительстве, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении / Пер. с англ. – М.: Бук Чэмбер Интернешнл, 1994.
– Майданов Л.С. Искусство открытия. Методология и логика научного творчества – М.: Ретро, 1993.
– И.П. Экономическое творчество. Социогносеологический аспект. Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000.
– Философия / Под ред. В.К. Лукашевича – Мн.: БГЭУ, 2001.
Тема 2. Качества творческой личности.
1. Природа таланта. Сущность научных и ненаучных дискуссий по этому поводу.
2. Творческая способность (креативность), ее общие признаки и специфика в различных областях деятельности.
3. Предприимчивость как специфическое качество экономического творчества.
4. «Ручное мышление» и его роль в формировании предприимчивости. Активность восприятия и избирательность памяти. «Осторожность смелости». «Практичная фантазия». Роль интуиции. Остроумие как показатель креативности.
Рефераты:
· Фантазия в науке и практической деятельности.
· Природа интуиции.
· Юмор, остроумие и творчество.
Литература:
– Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / Пер. с англ. –- М.: Бук Чэмбер Интернешнл, 1992.
– Карлейль Т. Теперь и прежде / Пер. с англ. – М.: Изд-во «Республика», 1994.
– И.П. Экономическое творчество. Социологический аспект. Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000.
– Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретические исследования внутренней закономерности умственной деятельности – 21 изд. Мн.: Университетское, 1992.
– Серван Шрейбер Ж.-Л. Ремесло предпринимателя; Серван Шрейбер П. Десять портретов предпринимателей / Пер. с фр. – М.: Межд. Отношения, 1993.
– Теплов Б.М. Ум полководца – М.: Педагогика, 1990.
Тема 3. Методы творчества (4 занятия, 8 часов).
Практические занятия по экспериментальным методикам с элементами “ноу-хау”. Предусмотрены анкетирование, тестирование, индивидуальные задания и занятия в минигруппах по 2 чел.
1. Методы познания деятельности творчества, их специфика и функции. Метод, принцип, прием, правило и методика.
2. Приемы контрольных вопросов.
3. Общие приемы преобразования материала (увеличение, уменьшение, инверсия, комбинирование и др.)
4. Наиболее оригинальные эвристические приемы из различных областей творческой деятельности (научной, педагогической, военной, медицинской и пр.)
5. Ассоциации, их сущность и познавательная роль. Свободные и форсированные ассоциации.
6. Методы «матриц открытия» (А. Моль). Примеры их применения в различных областях деятельности и в быту.
Рефераты:
· Раймунд Луллит как предтеча комбинаторной логики;
· Экономический эксперимент: традиции и перспективы;
· Ум полководца и предпринимателя: сравнительный анализ;
· АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) как алгоритм опыта обучения творчеству;
· ФСА (функционально-стоимостной анализ) как способ активизации творческого мышления.
Литература:
– Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач – М., 1979.
– Боно Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении – М. / Пер. с англ., 1976.
– Буш Г.Я. Диалогика и творчество – Рига, 1986.
– Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей – Рига, 1976.
– Гильде В., Шпаркс К.-Д. Нужны идеи (об изобретательстве и рационализации) М. / Пер. с нем., 1993.
– Джиджян Р.З. Методологический анализ процесса открытия и изобретения – Ереван, 1984.
– Джонс Дж.К. Методы проектирования / Пер. с англ. М., 1986.
– Кедров Б.И. о творчестве в науке и технике (научно-популярные очерки для молодежи) – М., 1987.
– Лукашевич В.К. Анатомия научного метода – Мн.: Мисанта, 1999.
– И.П. Техническое творчество: Вопросы теории и методологии –- Мн., 1986.
– И.П. Экономическое творчество. Социогносеологический анализ. Учеб. Пособие – Мн.: БГЭУ, 2000.
– Теплов Б.М. Ум полководца – М.: Педагогика, 1990.
– Хилькевич А.П. Решения проблем в науке, технике, практической деятельности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.