Основные понятия теории творчества. Примеры творческих достижений в некоторых областях творческой деятельности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский государственный экономический университет

                                        Кафедра философии

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТВОРЧЕСТВА

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИЙ ЗАНЯТИЙ

Минск

2005

Составитель: , кандидат философских наук, доцент

ВВЕДЕНИЕ

Изучив данный курс, студент должен

а) знать:

·  основные понятия теории творчества;

·  примеры творческих достижений в некоторых областях творческой деятельности и особенно в области экономического творчества;

б) уметь характеризовать:

·  специфику экономического творчества и его взаимосвязь с другими видами творчества;

·  формы экономического творчества;

·  качества творческой личности;

·  важнейшие методы творческой деятельности.

в) уметь анализировать:

·  ситуации в экономической деятельности, требующие нестандартного подхода;

·  структуру творческого процесса;

г) приобрести навыки и качества:

·  решения нестандартных познавательных задач на основе приемов логики;

·  использования ассоциаций;

·  применения матриц для организации информации и воображения новых комбинаций;

·  корректного дискутирования.

На достижение этих целей направлен лекционный курс, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Планы семинарских занятий данного спецкурса ориентированы на освоение основных положений лекционного материала, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы. Перечень вопросов, выносимых на семинарские занятия, тем рефератов и списки рекомендуемой литературы составлены на основе рабочей программы по курсу и публикаций автора. Вместе с тем предусматривается возможность их корректировки исходя из критериев студентов и дополнительной свежей информации.

Примерный тематический план курса

№/№ п.п.

Название темы

Количество часов

1.

Предмет и задачи креатологии

2

2.

Качества творческой личности

2

3.

Методы творчества

6

Тема 1.Предмет и задачи креатологии.

1.  Феномен творчества, трудности его осмысления и практического использования. Донаучные формы осмысления творчества: мифология, религия, обыденное сознание. Свидетельства каждой мудрости о мире, человеческой деятельности и творчестве.

2.  Уроки второго тысячелетия. Изменения в современном мире. Специфика Республики Беларусь.

3.  Пути научного исследования творчества. Философский, экономический, психологический, педагогический аспекты изучения. Перспективы создания специальной науки о творчестве (креатологии, эврилогии).

Рефераты:

·  Мистификации и демистификации творчества

·  Креатология и народная мудрость

Литература:

–  Боно Э. Нестандартное мышление. Самоучитель – Мн.: Попурри, 2000.

–  Друкер П.Ф. Новые реальности в политике и правительстве, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении / Пер. с англ. – М.: Бук Чэмбер Интернешнл, 1994.

–  Майданов Л.С. Искусство открытия. Методология и логика научного творчества – М.: Ретро, 1993.

–  И.П. Экономическое творчество. Социогносеологический аспект. Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000.

–  Философия / Под ред. В.К. Лукашевича – Мн.: БГЭУ, 2001.

Тема 2. Качества творческой личности.

1.  Природа таланта. Сущность научных и ненаучных дискуссий по этому поводу.

2.  Творческая способность (креативность), ее общие признаки и специфика в различных областях деятельности.

3.  Предприимчивость как специфическое качество экономического творчества.

4.  «Ручное мышление» и его роль в формировании предприимчивости. Активность восприятия и избирательность памяти. «Осторожность смелости». «Практичная фантазия». Роль интуиции. Остроумие как показатель креативности.

Рефераты:

·  Фантазия в науке и практической деятельности.

·  Природа интуиции.

·  Юмор, остроумие и творчество.

Литература:

–  Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / Пер. с англ. –- М.: Бук Чэмбер Интернешнл, 1992.

–  Карлейль Т. Теперь и прежде / Пер. с англ. – М.: Изд-во «Республика», 1994.

–  И.П. Экономическое творчество. Социологический аспект. Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000.

–  Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретические исследования внутренней закономерности умственной деятельности – 21 изд. Мн.: Университетское, 1992.

–  Серван Шрейбер Ж.-Л. Ремесло предпринимателя; Серван Шрейбер П. Десять портретов предпринимателей / Пер. с фр. – М.: Межд. Отношения, 1993.

–  Теплов Б.М. Ум полководца – М.: Педагогика, 1990.

Тема 3. Методы творчества (4 занятия, 8 часов).

Практические занятия по экспериментальным методикам с элементами “ноу-хау”. Предусмотрены анкетирование, тестирование, индивидуальные задания и занятия в минигруппах по 2 чел.

1.  Методы познания деятельности творчества, их специфика и функции. Метод, принцип, прием, правило и методика.

2.  Приемы контрольных вопросов.

3.  Общие приемы преобразования материала (увеличение, уменьшение, инверсия, комбинирование и др.)

4.  Наиболее оригинальные эвристические приемы из различных областей творческой деятельности (научной, педагогической, военной, медицинской и пр.)

5.  Ассоциации, их сущность и познавательная роль. Свободные и форсированные ассоциации.

6.  Методы «матриц открытия» (А. Моль). Примеры их применения в различных областях деятельности и в быту.

Рефераты:

·  Раймунд Луллит как предтеча комбинаторной логики;

·  Экономический эксперимент: традиции и перспективы;

·  Ум полководца и предпринимателя: сравнительный анализ;

·  АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) как алгоритм опыта обучения творчеству;

·  ФСА (функционально-стоимостной анализ) как способ активизации творческого мышления.

Литература:

–  Альтшуллер Г.С.  Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач – М., 1979.

–  Боно Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении – М. / Пер. с англ., 1976.

–  Буш Г.Я. Диалогика и творчество – Рига, 1986.

–  Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей – Рига, 1976.

–  Гильде В., Шпаркс К.-Д. Нужны идеи (об изобретательстве и рационализации) М. / Пер. с нем., 1993.

–  Джиджян Р.З. Методологический анализ процесса открытия и изобретения – Ереван, 1984.

–  Джонс Дж.К. Методы проектирования / Пер. с англ. М., 1986.

–  Кедров Б.И. о творчестве в науке и технике (научно-популярные очерки для молодежи) – М., 1987.

–  Лукашевич В.К. Анатомия научного метода – Мн.: Мисанта, 1999.

–  И.П. Техническое творчество: Вопросы теории и методологии –- Мн., 1986.

–  И.П. Экономическое творчество. Социогносеологический анализ. Учеб. Пособие – Мн.: БГЭУ, 2000.

–  Теплов Б.М. Ум полководца – М.:  Педагогика, 1990.

–  Хилькевич А.П. Решения проблем в науке, технике, практической деятельности

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
58 Kb
Скачали:
0