МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Учебное пособие
для студентов экономических специальностей
высших учебных заведений
Глава 1. Статистика ценообразования и структура цен
Методические указания
Одним из направлений статистического изучения уровня цен является рассмотрение основных вопросов ценообразования; определение и анализ состава и структуры цен.
Цена конкретного товара является денежным выражением системы ценообразующих факторов, действующих в данное время. Основными факторами, влияющими на уровень и соотношение элементов в структуре цены, выступают:
- соотношение спроса и предложения на данный товар;
- монополии (монопольно высокие и монопольно низкие цены);
- коммерческие факторы (условия платежа и поставки, количество товара, его комплектация и др.);
- регулирующие воздействие государства (налоговое, экспортно-импортное, антимонопольное регулирование).
Для понимания формирования уровня цен на микроуровне целесообразно кратко рассмотреть основные вопросы ценообразования. Проблема ценообразования в рыночной экономике состоит из двух взаимосвязанных частей: расчета исходной цены и ценовой политики.
Последовательность расчета исходной цены состоит из следующих этапов: определение целей ценообразования; оценка издержек производства и определение точки безубыточности для данного товара; определение оптово-посреднических надбавок и торговых надбавок розничной торговли.
Цели, которые преследуют производитель при установлении цен на конкретный товар, оказывают непосредственное влияние на расчет цен и осуществление ценовой политики. Такими целями могут быть: обеспечение сбыта и закрепление доли рынка; максимальное возмещение затрат и максимальное получение текущей прибыли; лидерство по овладению рынком и по показателям качества. В связи с этим на практике возможны три варианта установления цены:
- минимальный;
- максимальный;
- оптимально-возможный.
Минимальная цена определяется издержками производства. Издержки производства – все затраты производителя по организации производства, изготовлению товара и его реализации.
На практике широко используется группировка издержек на постоянные (накладные) и переменные (основные). Постоянные издержки не зависят от объема выпуска продукции (административные расходы, амортизационные отчисления, арендная плата, страховка, некоторые налоги и т.д.); переменные издержки непосредственно зависят от объема продукции и обычно им определяются (затраты на сырье материалы, основную заработную плату производственных рабочих и т.д.). Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки. Цена товара должна не только покрыть валовые издержки, но и дать прибыль. Поэтому производителю необходимо произвести анализ безубыточности, т.е. определить какое количество товара нужно произвести и продать по установленной цене, чтобы избежать убытков. Для этого рассчитывается точка безубыточности по следующей формуле:
(1.1)
где Тб(q) – точка безубыточности данного товара (в физических единицах измерения); Ипост. - постоянные издержки; p – цена единицы товара; Ипер.(ед) – переменные издержки в расчете на единицу товара.
Максимальная цена, как правило, определяется спросом на данный товар, т.е. это та максимальная сумма денег, которую производитель может запросить, и которую покупатель готов заплатить за этот товар.
Оптимально возможный вариант установления цен должен полностью возместить издержки и обеспечить получение определенной нормы прибыли.
Существует разные методики расчета оптимального уровня цен в зависимости от специфики самого товара, отрасли, в которой он производится, и конкретных условий продаж. Наиболее простой и распространенный способ установления цен – «средние издержки плюс прибыль», так называемый затратный метод. Цена устанавливается по формуле:
(1.2)
где U – издержки производства; А – административные расходы и расходы по реализации; N – средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.
При заключении договора между предприятиями (когда момент заключения договора и момент поставки не совпадают) целесообразно использовать метод корректировки цен, называемый метод скользящих цен. Суть его – цена товара автоматически увеличивается в соответствии с согласованной формулой учета инфляции.
(1.3)
где на момент заключения договора: p0 – цена товара; А – доля
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.