формирование у студентов высокого уровня знаний в области методологии, теории и истории социологии предпринимательства, необходимого специалисту в его профессиональной работе.
Задачи курса “Социология предпринимательства”.
- ознакомить студентов с основными понятийно-категориальным аппаратом дисциплины «Социология предпринимательства»,
- ввести в учебный оборот данные и методы статистического и социологического наблюдения и анализа предпринимательства;
- дать основы знаний о формах интеракции предпринимательства и внешних субъектов – наемных работников, государства - в развитых и переходных социально-экономических системах;
- сформировать понимание процессов, тенденций и явлений, наблюдающихся в развитии предпринимательства как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в Беларуси, - как обусловленных общим состоянием социетального развития.
Для изучения курса «Социология предпринимательства» необходимо знание следующих дисциплин: «Экономическая социология», «Социология труда».
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные понятия, методологические подходы и перспективы развития социологии предпринимательства;
- новейшие достижения современных западных и российских теоретических направлений социологии предпринимательства;
- методы исследования предпринимательства;
- принципы эмпирического и теоретического изучения социального аспекта предпринимательства.
- основные особенности предпринимательства как формы экономической самодеятельности и общественной практики, типологию его форм, а также важнейшие проблемы в экономиках переходного типа
уметь:
1) использовать современные знания об особенностях предпринимательской среды в странах со зрелой рыночной экономикой и в переходных обществах;
2) применять зарубежный и отечественный опыта в области социологической методологии изучения различных аспектов развития предпринимательства.
3) проводить исследования социальных механизмов предпринимательства.
Диагностика компетенций студента.
Оценка уровня знаний студента на экзамене и при оценке промежуточных учебных достижений студента производится по десятибалльной шкале в соответствии с критериями, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
Для оценки достижений студента используется следующий диагностический инструментарий:
– защита выполненных индивидуальных заданий;
– презентация результатов проведённого исследования;
– проведение текущих контрольных работ по отдельным темам;
– выступление студента на конференции по подготовленному реферату;
– сдача экзамена.
Структура курса. Курс состоит из 11 тем, касающихся основной проблематики социологии предпринимательства. Типовым учебным планом специальности на изучение дисциплины «Социология предпринимательства» отводится 134 часа, в том числе 52 часа аудиторных занятий (28 часов – лекций и 24 часа – семинарские занятия).
Форма контроля знаний. Основной рекомендуемой формой текущего контроля знаний являются выступления на семинарских занятиях и выполнение контролируемой самостоятельной работы. Итоговый контроль знаний – экзамен.
Тематический план учебной дисциплины
«Социология предпринимательства»
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Лекции |
Семинары |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 1. Основные концепции предпринимательской деятельности |
||||
1 |
Классические теории предпринимательства |
10 |
6 |
4 |
2 |
Современные теории предпринимательства |
6 |
4 |
2 |
Раздел 2. Особенности белорусского предпринимательства |
||||
3 |
Правовая характеристика белорусского и российского предпринимательства |
4 |
2 |
2 |
4 |
Становление и развитие предпринимательства в России и Беларуси |
4 |
2 |
2 |
5 |
Тенденции развития малого бизнеса |
4 |
2 |
2 |
6 |
Предпринимательская среда и проблема выхода на рынки |
4 |
2 |
2 |
7 |
Основные формы предпринимательской активности в Беларуси |
4 |
2 |
2 |
8 |
Роль государства в развитии предпринимательства и проблема коррупции |
4 |
2 |
2 |
Раздел 3. Предприниматели и общество |
||||
9 |
Позиционирование предпринимателей в социальной структуре общества |
4 |
2 |
2 |
10 |
Отношение населения Беларуси и России к предпринимательству |
4 |
2 |
2 |
11 |
Социальный портрет современного предпринимателя |
4 |
2 |
2 |
Итого |
52 |
28 |
24 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНого материала
Раздел 1. Основные концепции предпринимательской деятельности
Тема 1. Классические теории предпринимательства
Развитие представлений о предпринимательстве (Платон, Аристотель, идеологи христианства, И. Месснер, Т. Гоббс).
Предприниматель как ключевая фигура социально-экономической системы (Р. Кантильон, А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Сисмонди, К. Маркс). Критика предпринимательства в теории праздного класса Т. Веблена.
Первая группа теоретических концепций предпринимательства (И. Шумпетер, В. Зомбарт, М. Вебер). Уточнение сущности предпринимательства. Концептуальная схема анализа предпринимательства как самостоятельного феномена, не сводимого напрямую к феномену капиталистического производства, бизнеса. Обоснование позитивной роли предпринимателей в экономической системе. Развернутая трактовка мотивов предпринимательской деятельности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.