Основные понятия, методологические подходы и перспективы развития социологии предпринимательства

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

формирование у студентов высокого уровня знаний в области методологии, теории и истории социологии предпринимательства, необходимого специалисту в его профессиональной работе.

Задачи курса “Социология предпринимательства”.

- ознакомить студентов с основными понятийно-категориальным аппаратом дисциплины «Социология предпринимательства»,

- ввести в учебный оборот данные и методы статистического и социологического наблюдения и анализа предпринимательства;

- дать основы знаний о формах интеракции предпринимательства и внешних субъектов – наемных работников, государства - в развитых и переходных социально-экономических системах;

- сформировать понимание процессов, тенденций и явлений, наблюдающихся в развитии предпринимательства как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в Беларуси, - как обусловленных общим состоянием социетального развития.

Для изучения курса «Социология предпринимательства» необходимо знание следующих дисциплин: «Экономическая социология», «Социология труда».

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

-  основные понятия, методологические подходы  и перспективы развития социологии предпринимательства;

-  новейшие достижения современных западных и российских теоретических направлений социологии предпринимательства;

-  методы исследования предпринимательства;

-  принципы эмпирического и теоретического изучения социального аспекта предпринимательства.

-  основные особенности предпринимательства как формы экономической самодеятельности и общественной практики, типологию его форм, а также важнейшие проблемы в экономиках переходного типа

уметь:

1) использовать современные знания об особенностях предпринимательской среды в странах со зрелой рыночной экономикой и в переходных обществах;

2) применять зарубежный и отечественный опыта в области социологической методологии изучения различных аспектов развития предпринимательства.

3) проводить исследования социальных механизмов предпринимательства.

Диагностика компетенций студента.

Оценка уровня знаний студента на экзамене и при оценке промежуточных учебных достижений студента производится по десятибалльной шкале в соответствии с критериями, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

Для оценки достижений студента используется следующий диагностический инструментарий:

– защита выполненных индивидуальных заданий;

– презентация результатов проведённого исследования;

– проведение текущих контрольных работ по отдельным темам;

– выступление студента на конференции по подготовленному реферату;

– сдача экзамена.

Структура курса.  Курс состоит из 11 тем, касающихся основной проблематики социологии предпринимательства. Типовым учебным планом специальности на изучение дисциплины «Социология предпринимательства» отводится 134 часа, в том числе 52 часа аудиторных занятий (28 часов – лекций и 24 часа – семинарские занятия).

Форма контроля знаний. Основной рекомендуемой формой текущего контроля знаний являются выступления на семинарских занятиях и выполнение контролируемой самостоятельной работы. Итоговый контроль знаний – экзамен.


Тематический план учебной дисциплины

 «Социология предпринимательства»

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

Раздел 1. Основные концепции предпринимательской деятельности 

1

Классические теории предпринимательства

10

6

4

2

Современные теории предпринимательства

6

4

2

Раздел 2. Особенности белорусского предпринимательства

3

Правовая характеристика белорусского и российского предпринимательства 

4

2

2

4

Становление и развитие предпринимательства в России и Беларуси

4

2

2

5

Тенденции развития малого бизнеса

4

2

2

6

Предпринимательская среда и проблема выхода на рынки 

4

2

2

7

Основные формы предпринимательской активности в Беларуси

4

2

2

8

Роль государства в развитии предпринимательства и проблема коррупции

4

2

2

Раздел 3. Предприниматели и общество 

9

Позиционирование предпринимателей в социальной структуре общества 

4

2

2

10

Отношение населения Беларуси и России к предпринимательству

4

2

2

11

Социальный портрет современного предпринимателя 

4

2

2

Итого

52

28

24

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНого материала

Раздел 1. Основные концепции предпринимательской деятельности 

Тема 1. Классические теории предпринимательства

Развитие представлений о предпринимательстве (Платон, Аристотель, идеологи христианства, И. Месснер, Т. Гоббс).

Предприниматель как ключевая фигура социально-экономической системы (Р. Кантильон, А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Сисмонди, К. Маркс). Критика предпринимательства в теории праздного класса Т. Веблена.

Первая группа теоретических концепций предпринимательства (И. Шумпетер, В. Зомбарт, М. Вебер). Уточнение сущности предпринимательства. Концептуальная схема анализа предпринимательства как самостоятельного феномена, не сводимого напрямую к феномену капиталистического производства, бизнеса. Обоснование позитивной роли предпринимателей в экономической системе. Развернутая трактовка мотивов предпринимательской деятельности

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
121 Kb
Скачали:
0