Работа над лексикой. Запоминание слов, обозначающих стороны света

Страницы работы

Содержание работы

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

Задание 1. Прочитать стихотворение

  • Беларуси
  • …А по весне ты просто чудо,
  • С твоими белыми садами.
  • Мне не видать тебя отсюда,
  • Ты – за холмами.
  • Ты за холмами,
  • За лесами,
  • На большаках,
  • На стёжках узких,
  • С большими синими глазами –
  • Вочами, -
  • Так по-белорусски!
  • Они бывают, не солгу,
  • То голубее, то темнее …
  • Я издали любить могу,
  • А это в триста раз труднее!
  • Александр Прокофьев (1900 – 1971)
  • Новые слова: чудо, большак, стёжка.

Задание 2. Работа над лексикой

  • Природа: река, озеро, лес, поле, луг, болото, ландшафт, пейзаж, приток реки, бассейн реки, ледник.
  • Земная поверхность: равнина, холм, пригорок, гора, возвышенность, низменность, рельеф, платформа, земная кора.
  • Символы и признаки государства: герб, флаг, гимн, государственный язык, государственная граница.
  • Государственные документы: декларация, закон.
  • Принимать - принять декларацию, закон.
  • Пример: Верховный совет республики принял декларацию о суверенитете.

Задание 3. Запомните слова, обозначающие стороны света

  • Север, юг, запад, восток, северо-запад, юго-запад, северо-восток, юго-восток.

Задание 4. Обратите внимание, что суффиксы -ёнок/-онок образуют слова, обозначающие детёнышей животных а) Кот – котёнок, заяц – зайчонок, мышь – мышонок, зубр – зубрёнок.

Задание 5. Образуйте прилагательные от существительных в скобках. Обратите внимание на суффиксы прилагательных.

-ическ- (история) событие, (геолог) строение, (кристалл) порода; -н- (природа) условия, (равнина) ландшафт, (лес) растительность, (выгода) положение, (массив) пятиугольник, (край) точка; -ск- (город) посёлок, (село) пейзаж ; -ист- (холм) рельеф, (болото) местность.

Задание 6. Обратите внимание на значения глагола напоминать – напомнить.

  • Напоминать – напомнить кому? о чем? – заставить кого-то вспомнить о чем-то.
  • Письмо брата напомнило мне о доме.
  • Напоминать кого? что? – быть похожим на кого? на что?
  • Этот цветок напоминает звезду. Очертания Беларуси напоминают кленовый лист.

Задание 7. Вместо выделенных слов употребите глагол напоминать – напомнить кому? о чем?, напоминать кого? что?

  • 1. Этот фильм заставил нас вспомнить нашу родину. 2. Дочь по характеру похожа на отца. 3. Самолет похож на птицу. 4. Это здание похоже на ракету. 5. Территория Беларуси похожа на массивный пятиугольник. 6. Очертания Беларуси похожи на зубрёнка.

Задание 8. Составьте возможные словосочетания из данных слов.

  • Суверенный
  • Государственный
  • Умеренный
  • Равнинный
  • Кленовый
  • Смешанный
  • Земной
  • Выгодный
  • Холмистый

  • положение
  • ландшафт
  • государство
  • язык
  • рельеф
  • кора
  • лист
  • климат
  • граница
  • леса

Задание 9. Укажите глаголы, от которых образованы данные причастия, и поясните их значения.

Взлохмаченный зубрёнок, пересечённый холмами ландшафт.

Задание 10. а) Изучите следующие конструкции. б) Используя эти конструкции, составьте предложения.

  • 1. Кто? что? связывает кого? что? с кем? с чем?
  • а) Например: Реки связывали белорусские земли с другими государствами.
  • б) Важнейшие пути – центр России/государства Западной Европы. Железные дороги и авиалинии – Республика Беларусь/другие страны мира.
  • 2. Кто? принимает на себя что?
  • а) Например: Во время войн белорусские земли принимали на себя первые удары врага.
  • б) Этот человек – обязанность помогать старым людям. Женщина – забота о чужом ребёнке. Армия – основной удар иноземных захватчиков.

  • 3. Что? характерно (типично) для кого? для чего?
  • а) Например: Холмы ледникового происхождения характерны (типичны) для Беларуси.
  • б) Большое количество озер – Беларусь. Смешанные леса, луга, озёра – белорусский ландшафт. Неустойчивость погоды – климат Беларуси.
  • 4. По чему? кто? что? уступает кому? чему?
  • а) Например: По размерам моя комната уступает твоей = Моя комната меньше твоей.
  • б) Трансформируйте предложения.
  • По размерам территории Беларусь незначительно меньше Великобритании. По живописности пейзажей наша республика не хуже Швейцарии.

Задание 11. Напишите диктант, содержащий названия стран, которые вы услышите в видеофильме. (Контроль на экране)

  • Российская Федерация, Украина, Литва, Латвия, Польша, Великобритания, Дания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия.

Задание 12. Слушайте (с опорой на печатный текст) и повторяйте следующие географические названия вслед за преподавателем.

  • Восточно-Европейская равнина, Западная Европа, Прибалтика.
  • Города и городские посёлки: город Высокое, городской посёлок Комарин, городской посёлок Хотимск.
  • Реки и озёра: Днепр, Западная Двина, Нёман, Буг, польская река Висла, Освейское озеро.
  • Горы: гора Дзержинская.

Задание 13. Запишите вопросы, на которые вы будете отвечать после просмотра фильма.

Похожие материалы

Информация о работе