Формирование системы нематериальных стимулов в условиях промышленного предприятия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»

В.А.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методическое пособие по дисциплине «Охрана труда»

Для студентов экономических специальностей вузов дневной и заочной форм обучения

Минск 2012

УДК 331.45

ББК 65.9 (2) 248 092

Рекомендовано к изданию кафедрой технологии важнейших отраслей промышленности БГЭУ (протокол № 15 от 07.06.2012 ).

Нематериальные формы стимулирования трудоохранной деятельности: методическое пособие по дисциплине «Охрана труда» для студентов экономических специальностей вузов дневной и заочной форм обучения/ В.А. .-Минск: БГЭУ, 2012.

Рассмотрена сущность различностных  форм нематериального стимулирования трудоохранной деятельности: творческого, организационного, морального, стимулирования свободным временем, стимулирования обучением.

Изложены требования к формированию системы нематериальных стимулов в условиях промышленного предприятия.

Определены показатели уровня охраны труда, учитываемые при поощрении за деятельность в сфере труда руководителей рабочих, руководителей среднего звена и специалистов предприятия.

Содержание

1. Введение

2. Формы нематериального стимулирования работников предприятия

3. Требования к формированию системы нематериального стимулирования трудоохранной деятельности

4. Показатели уровня охраны труда, учитываемые при стимулировании различных категорий работников

5. Заключение

Литература


1. ВВЕДЕНИЕ

Стимулирование в сфере охраны труда направлено на создание заинтересованности работающих в обеспечении здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, производственных участках и на предприятии в целом, на побуждение работников к строгому и точному выполнению возложенных на них обязанностей по охране труда.

В условиях, когда многие предприятия испытывают серьезные финансовые затруднения и вынуждены сокращать производственные расходы, в том числе на охрану труда, значительно повышается роль нематериального стимулирования в формировании безопасного поведения работников в процессе трудовой деятельности.

2. ФОРМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Четкой грани между материальным и нематериальным стимулированием нет, они постоянно переплетаются, обуславливают друг друга, а порой просто неразделимы. Тем не менее специалисты по управлению персоналом уделяют все больше внимания разнообразным формам именно нематериального стимулирования, к числу которых принято относить следующее [1]:

·  творческое стимулирование;

·  организационное стимулирование;

·  моральное стимулирование;

·  стимулирование свободным временем;

·  стимулирование обучением.

Рассмотрим каждую из этих форм более подробно.

Творческое стимулирование основано на обеспечении потребностей работников в самореализации, самосовершенствовании, самовыражении. Возможности самореализации зависят от уровня подготовки работников, от их творческого потенциала. Стимулом здесь выступает процесс труда, в содержании которого имеются творческие элементы.

Организационное стимулирование – это стимулирование труда, регулирующее привлечение работников для участия в делах предприятия, наделение их правом голоса в решении проблем, что придает им уверенность в завтрашнем дне, делает их более независимыми и свободными.

Моральное стимулирование – стимулирование труда, регулирующее поведение работника на основе использования средств, специально предназначенных для выражения общественного признания работника, повышения его престижа. В основе морального стимулирования лежит создание таких условий, при которых люди гордились бы своей работой, чувствовали бы ответственность за свои действия и ощущали бы  ценность результатов.

Стимулирование свободным временем осуществляется путем установления гибкого графика работы, предоставления отгулов за более быстрое выполнение работы. В отечественной практике этот вид стимулирования не стал распространенным.

Стимулирование обучением – развитие персонала путем повышения его квалификации. Оно включает в себя различные мероприятия, такие как обучение внутри и вне организации, позволяет использовать собственные производственные ресурсы работающих. При этом к каждому работнику необходим индивидуальный подход, чтобы наиболее четко выявить предпочтения работника и его желание развиваться.

В решении задач охраны труда в той или иной мере могут быть использованы различные формы стимулирования, однако наименее затратным для работодателя и в то же время достаточно действенным может служить моральное стимулирование. Оно давно известно в практике, широко применялось на социалистических предприятиях. Успешный опыт его использования имеется и на предприятиях ряда западных стран [2].

В вопросе выбора средств морального стимулирования нет необходимости

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Охрана труда
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
71 Kb
Скачали:
0