УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Декан ВШУБ
___________
«25» июня 2008 г.
Регистрационный № УД-8-042/р.
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебная программа для специальностей:
1-25 01 03 «Мировая экономика»
1-26 02 05 «Логистика»
1-26 02 03 «Маркетинг»
1-25 01 04 «Финансы и кредит»
Факультет Высшая школа управления и бизнеса
Кафедра Бизнес-менеджмента
Курс 3
Семестр 1-2
Лекции 4 Экзамен __-_____
Практические (семинарские) 4 Зачет ______2 семестр
занятия Контр. работа (тесты) __-_____
Лабораторные занятия
Всего аудиторных часов по дисциплине 8
Всего часов по дисциплине 34 Форма получения высшего образования заочная
2008 г.
Учебная программа составлена на основе учебной программы по дисциплине «Основы менеджмента», утвержденной 12.12.2006г., рег. №ТД-8-042/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры бизнес-менеджмента
Протокол № 11 от 24 июня 2008г.
Зав. кафедрой __________________
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета ВШУБ Белорусского Государственного Экономического Университета протокол № 10 от 25.06.2008г.
Председатель, декан _________________С.Ю.Крический
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью дисциплины является изучение студентами теории и практики, способов и инструментов управления организациями, приобретение ими необходимых навыков проектирования систем управления организацией, а также управления поведением людей в их совместной деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
· изучить эволюцию теории управления;
· определить принципы, функции и процессы управления;
· научиться использовать приемы, стимулирующие творческое мышление;
· овладеть навыками стратегического управления организацией;
· определить современные механизмы внедрения изменений на предприятии с обеспечением лояльности и поддержки сотрудников;
· выработать умение ориентироваться в изменяющейся рыночной ситуации и находить пути совершенствования деятельности предприятия.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
- особенности управленческих отношений в хозяйственных системах;
- функции и содержание управления организацией;
- понятие и содержание организационных процессов, организационной культуры и основы управления ими;
- технику индивидуальной и групповой работы менеджера;
- использовать базовые концепции, принципы и методы управления;
- проектировать организационную структуру;
- применять методики управления организационными процессами на практике;
- использовать технику индивидуальной и групповой работы менеджера;
- оценивать эффективность управления.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Название темы |
Содержание темы |
1. Менеджмент, функции и процессы управления |
Управляющая и управляемая подсистемы. Субъект и объект управления. Менеджмент как наука и практика управления. Понятие организации, ее основные элементы и связь с внешней средой. Менеджмент, внешняя и внутренняя среда организации. Менеджер и его роли. Аппарат управления. Личность, группа и организация. Система управления организацией. Методы менеджмента. Развитие производительных сил и менеджмента. Особенности информационного общества. Основные школы управления, их особенности и вклад в науку управления. Современные теории управления. Функции организации и функции управления. Функция, принципы, процесс и виды планирования. Функция организации и проектирования работы; этапы, методы и модели проектирования работы. Функция мотивации: регуляторы и мотивы, основные методы мотивации труда. Функция контроля: виды, задачи, сферы, объекты и эффективность контроля. |
2. Проектирование организации и управление организационными процессами |
Ситуационные факторы проектирования организации. Разделение труда и специализация, департаментализация и кооперация, связи и координация. Основные типы организационных структур. Новые подходы в проектировании организаций: эхдократическая, многомерная, предпринимательская, ориентированная на рынок и партисипативная организация. Понятие и виды коммуникаций. Процесс коммуникаций. Власть, авторитет, доверие, лидерство. Стиль управления. Проблемы и решения. Модели и процесс принятия решений. Методы и методики, используемые в процессе принятия решений. Взаимодействие человека и организации. Компенсация и ее типы. Управление группой. Управление процессом включения человека в организацию. Конфликты: природа и последствия. Методы управления конфликтами. Техника ведения переговоров. |
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Перечень основной и дополнительной литературы
Основная литература
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. 3-е изд. – М.: Экономист, 2004.
2. Герчикова И.А. Менеджмент. Учебник. – М., 2004.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3-е изд.: Пер. с англ. – М.: «И.Д. Вильямс», 2007.
4. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. и др. Управление организацией: Учебник. / А.Г. Поршнев и др., под общ. ред. А.Г. Поршнева. – М.: ИНФРА-М, 2001.
5. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.
Дополнительная литература
6. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление: Пер. с англ. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
7. Беляцкий Н.П. Основы лидерства: учеб. / Н.П. Беляцкий. – Мн.: БГЭУ, 2006.
8. Беляцкий Н.П., Велесько Е.И., Ройш П. Управление персоналом: Учеб. пособие. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.
9. Гританс Я.М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов. Экономические, управленческие и правовые аспекты. 2-е изд. – М.: Волтерс Клувер, 2006.
10. Гончаров В.И. Менеджмент: учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003.
11. Гуияр Ф.Ж., Келли Дж.Н. Преобразование организации: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.
12. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг менеджмент и стратегии. 4-е изд.: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007.
13. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке: Пер. с англ. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2004.
14. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.
15. Ильин А.И. Планирование на предприятии. Учебник. – Мн.: Новое знание, 2002.
16. Кноринг В.И. Искусство управления: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.
17. Мильнер Б.З. Теория организаций: учебник. М.: ИНФРА-М, 2004.
18. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Изд.-книготорг. центр "Маркетинг", 2002.
19. Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Дж., Якобс Р.Ф., Производственный и операционный менеджмент. 8-е издание: Пер. с англ., М.: Издательский дом "Вильямс", 2001.
20. Якокка Л. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1991.
Наименование темы |
Цель и содержание занятий |
1. Менеджмент, функции и процессы управления |
Показать знание системы, субъекта и объекта управления, понимание менеджмента как науки и практики управления, организации и ее элементов, связи с внешней средой, роли менеджера и системы управления организацией, методов менеджмента, взаимосвязи развития производительных сил и менеджмента, особенностей информационного общества, основных школ управления, функций организации и управления. Определить содержание и особенности функций планирования, организации и проектирования работы, мотивации и контроля. Опрос по теоретическим вопросам темы с примерами из работы предприятий, на которых работают слушатели. Подготовка и обсуждение реферата №№1, 2, 3. |
2. Проектирование организации и управление организационными процессами |
Показать знание факторов и элементов проектирования организации, типов организационных структур и современных подходов к проектированию организаций, содержания, видов и процесса коммуникаций, понимание власти, авторитета, доверия и лидерства, стиля управления, моделей и процесса принятия решений, взаимодействия человека и организации, управления группой и процессом включения человека в организацию, природы и последствий, методов управления конфликтами. Опрос по теоретическим вопросам темы с примерами из работы |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.