доц.
Познание. Деятельность. Творчество.
(учебное пособие)
Минск 2012
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1 Вненаучное и научное познание о природе творчества…………………….4
2 Понятие творчества……………………………………………………………5
3 Виды и формы творчества…………………………………………………….8
4 Основные этапы творческого процесса………………………………….......10
5 Креативность: сущность и проявления……………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………...24
Вопросы для обсуждения………………………………………………………25
Рекомендуемая литература…………………………………………………….25
Введение
Я слышу разума внушенье,
Я возрождаюсь и хочу
Припасть к источникам творенья,
К их животворному ключу
Немного найдется научных проблем, которые могут сравниться с проблемой творчества своими вековыми традициями и вместе с тем постоянной злободневностью. Значение этой проблемы особенно возросло на рубеже ХХ–ХХI столетий, в период небывалых по масштабам и глубине преобразований в политике, экономике, науке, технике и культуре. Кризис, которые переживает современное мировое сообщество, во многом объясняется недооценкой творческого начала в человеке, и для его преодоления и осуществления программ инновационного развития необходимо радикальное переосмысление опыта творческой деятельности.
Разработкой различных аспектов проблемы творчества в настоящее время занимаются психология, педагогика, социология, культурология, кибернетика и другие науки. Формируется и специальное научное направление – теория творчества (эврилогия, креатология и др.) [4], [16]. Намечены перспективные программы творческого обучения [1], [3].
Проблема творчества постоянно находится в поле зрения философии, ее интересует все, что важно для человека. Опираясь на достижения конкретных наук, она берет на себя их методологическое обеспечение. Следует признать, что трактовка ряда философских вопросов, относящихся к проблематике творчества, пока не устоялась. Ряд важных направлений творческой деятельности (например, техническое творчество и еще в большей мере социальное творчество) пока не представлены должным образом в философской литературе. Дискуссионным остается содержание и статус философии творчества как раздела философии, хотя целесообразность более четкого определения этой ситуации осознавалась уже давно [7].
Актуальность этой традиционной и постоянно злободневной научной проблемы определяет ее ценность для учебного курса по философии. Принятые ранее учебные программы решали эту задачу в очень ограниченной степени, зачастую довольствуясь декларациями о творческом характере марксистско-ленинской философии или о народе – творце истории. Введенная в учебные программы в период перестройки специальная тема творчества не получила поддержки и вскоре была изъята. Сохранились лишь отдельные вопросы, в том числе о роли интуиции, включаемые в темы «Сознание» или «Теория познания». Принятая в настоящее время типовая программа по философии в общем сохранила тенденцию включения проблематики творчества в отдельные темы, несколько расширив количество «идейных связок», например, за счет раздела по истории философии.
«Вкрапление» проблематики творчества в некоторые темы учебного курса – неизбежное следствие современного положения культуры. С одной стороны, это дает ориентир для изучения ряда проблемных вопросов, поскольку позволяет выявить причину идейных расхождений между философами и их действительный вклад. С другой стороны, от этого страдает системность изложения. В данном пособии предпринята попытка более полного освещения проблемы творчества. По – прежнему основной упор сделан на связь познания и творчества. Вместе с тем «задеты» и другие темы учебного курса. При этом автор стремился подробнее представить недостаточно изученные виды и подвиды творчества (техническое и экономическое творчества).
Данное пособие непосредственно не преследует целей креативного (творческого обучения). Для этого требуется целенаправленная систематическая работа. Автор, однако, убежден, что формирование философской культуры является необходимой предпосылкой для продвижения в этом направлении.
Вненаучное и научное познание о природе творчества.
Оценивая состояние проблемы творчества, следует принять во внимание традиционно сильное влияние вненаучного познания (мифологии, религии, обыденного познания, искусства и пр.), которые ранее, до возникновения науки, были преобладающими и до сих пор дают о себе знать. В результате в этой области знания сохранились установки и подходы, в своей основе уже преодоленные в других областях знания. В связи с этим представляется весьма метким замечание известного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.