Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, природного и техногенного характера

Страницы работы

Фрагмент текста работы

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

АРТЁМОВСКИЙ ФИЛИАЛ

УТВЕРЖДАЮ Директор филиала

«          »                 2007 года

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Составил: доцент

Артём 2007

При разработке рабочей учебной программы использованы:

Государственный           образовательный           стандарт                                        высшего профессионального образования, утверждённый "    "'           200 года, №

Рабочий учебный план, утверждённый "    "      200 года

Выдержка требований к дисциплине из государственного образовательного стандарта:

ifdjgnodfkgmodgkm

человек и среда обитания; характерные состояния системы «человек -среда обитания»; основы физиологии .труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере; критерии комфортности; негативные факторы техносферы и их воздействие на человека, техносферу и природную среду; критерии безопасности; опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей; средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем; безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств; безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; правовые и нормативно-технические основы управления; системы контроля требований безопасности и экологичности; профессиональный отбор операторов технических систем; экономические последствия и ' материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности; международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

Структура рабочей учебной программы

Введение

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» с каждым годом становится всё актуальнее и обеспечивает знания в вопросах охраны здоровья человека и защиты окружающей среды от техногенных воздействий.

1.   Цели и задачи дисциплины

Приобретение студентами общих сведений о чрезвычайных ситуациях, чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, природного и техногенного характера, их последствиях, устойчивости производств в условиях чрезвычайных ситуаций

2.   Начальные требования к освоению дисциплины

Для усвоения материала курса студент должен владеть знаниями в объёме средней школы по биологии, химии (органической и неорганической), физики (механика), математики, физической географии, безопасности жизнедеятельности.

3.   Требования к уровню освоения и содержании дисциплины

В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:

-   общие сведения о чрезвычайных ситуациях

3

-  чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, природного и техногенного характера

-  последствия чрезвычайных ситуаций

-  устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций

-  назначение и задачи гражданской обороны

-  организация     защиты     и     жизнеобеспечения     населения     в чрезвычайных ситуациях

-  содержание   и   организация   мероприятий   по   локализации   и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

-  средства защиты

-  основы военной службы и обороны государства

-  Вооружённые силы России

-  боевые традиции и символы воинской чести

-  основы медицинских знаний

-  негативное воздействие на организм человека курения табака

В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:

-  методы и задачи гражданской обороны

-  организация     защиты     и     жизнеобеспечения     населения     в чрезвычайных ситуациях

-  содержание   и   организация   мероприятий   по   локализации   и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

-  основы военной службы и обороны государства

4. Объём дисциплины и виды учебной работы 4.1 Очная форма обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Распределение по семестрам

Общая трудоёмкость дисциплины

128

6-ой

Лекции

32

Практические занятия

16

Самостоятельная работа

80

Вид итогового контроля (экзамен, зачёт)

Зачёт

4.2 Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Распределение по курсам

Общая трудоёмкость дисциплины

128

5-й

Лекции

12

Практические занятия

*4

Самостоятельная (контрольная) работа

112

Вид итогового контроля (экзамен, зачёт)

Зачёт

5. Содержание дисциплины

5.1 Распределение учебного материала по видам занятий

№№

Наименование раздела дисциплины

Лек

X 1\^

СРС

1

Человек и техносфера

1_   _

о.

20

Опасности технических систем и защита от них

8

4

20

*%

э

Чрезвычайные ситуации

Ь8

4

^   20

ц,

Управление безопасностью жизнедеятельности

8

4

20

5.2 Содержание лекционного курса

В разделе 1 рассматриваются . основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности; негативные факторы техносферы, воздействие негативных факторов на человека и техносферу.

В разделе 2 — анализ опасностей; средства снижения травмоопасности технических систем; Идентификация вредных факторов и защита от них; средства индивидуальной защиты.

В разделе 3 - защита в чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий.

В разделе 4 - правовые и организационные основы.

5.3 Соде|

Содержание практических занятий

№№

раздела п. 5.1

Наименование практического занятия

1

3

Ликвидация последствий лесных пожаров

2

1

Опреснительная установка

3

3

Ситуации в связи с пылевыми бурями

4

1

Изменение концентрации С02 в атмосфере

5

2

Схема городских очистных сооружений

6

2

Золошлаковые отходы ТЭЦ

7

2

Отстойник

8

3

Залповый выброс загрязнений Нерчинским ГОКом

9

1   

Ртутное загрязнение вод

10

4

Экологические программы Тигр, Барс и др.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Основная литература

Безопасность жизнедеятельности. Под ред. СВ. Белова. М. Высшая школа. 1999. - 450 с.

Защита населения и территорий Приморского края в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Ю.В. Голован и др. Ч. 1. Владивосток. ДВГТУ. 2003. - 244 с.

Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Под ред. Кириллова Г.Н. М. 2004. - 509 с.

Экология транспорта. Павлова Е.И. 2006. - 344 с.

6.2 Дополнительная литература

5

Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Майстрюков Б.С. М. 2006. -334 с.

Безопасность жизнедеятельности. Арустамов Э.А. М. 2007. - 474 с.

Безопасность жизнедеятельности на транспорте. Буравлёв В.А. Москвк. Изд. центр «Академия». 2004. - 288 с.

Большая энциклопедия выживания. Ильичёв А. М. 1999. — 492 с.

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Емельянов и др. Уч. Пособие для вузов. 2004. — 474 с.

Защита окружающей среды от техногенных воздействий. Уч. Пособие под ред. Невской Г.Ф. М. Изд-во МГУ. 1993. - 216 с.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Микрюков В.Ю. В 2-х книгах. М. Высшая школа. 2004. 1-я - 480 с, 2-я - 334 с.

Экологическая безопасность при эксплуатации и ремонте автомобилей. Беднарский В.В. Учебное пособие. Ростов на Дону. Феникс. 2003. -384 с.

Эксплуатация автомобилей и охрана труда на автотранспорте. Чумаченко Ю.Т.. Чумаченко Г.В., Ефимова А.В. Ростов на Дону. «Феникс». 2001.-384 с.

Журналы:

Безопасность труда в промышленности

Гражданская защита

Основы безопасности жизнедеятельности

Пожарная безопасность

Пожарное дело

Экология и жизнь

7. Контрольные задания и методические рекомендации и© изучению дисциплины

В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения выполняют по предмету одну домашнюю контрольную работу и сдают зачёт. Задания составлены в соответствии с программой для высших учебных заведений, разработанной на основе учебного стандарта.

Контрольная работа выполняется в печатном варианте, формат

Похожие материалы

Информация о работе