РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АРТЁМОВСКИЙ ФИЛИАЛ |
УТВЕРЖДАЮ Директор филиала |
« » 2007 года |
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Составил: доцент |
Артём 2007 |
При разработке рабочей учебной программы использованы:
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утверждённый " "' 200 года, №
Рабочий учебный план, утверждённый " " 200 года
Выдержка требований к дисциплине из государственного образовательного стандарта:
ifdjgnodfkgmodgkm
человек и среда обитания; характерные состояния системы «человек -среда обитания»; основы физиологии .труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере; критерии комфортности; негативные факторы техносферы и их воздействие на человека, техносферу и природную среду; критерии безопасности; опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей; средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем; безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств; безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; правовые и нормативно-технические основы управления; системы контроля требований безопасности и экологичности; профессиональный отбор операторов технических систем; экономические последствия и ' материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности; международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.
Структура рабочей учебной программы
Введение
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» с каждым годом становится всё актуальнее и обеспечивает знания в вопросах охраны здоровья человека и защиты окружающей среды от техногенных воздействий.
1. Цели и задачи дисциплины
Приобретение студентами общих сведений о чрезвычайных ситуациях, чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, природного и техногенного характера, их последствиях, устойчивости производств в условиях чрезвычайных ситуаций
2. Начальные требования к освоению дисциплины
Для усвоения материала курса студент должен владеть знаниями в объёме средней школы по биологии, химии (органической и неорганической), физики (механика), математики, физической географии, безопасности жизнедеятельности.
3. Требования к уровню освоения и содержании дисциплины
В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:
- общие сведения о чрезвычайных ситуациях
3
- чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, природного и техногенного характера
- последствия чрезвычайных ситуаций
- устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций
- назначение и задачи гражданской обороны
- организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
- содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- средства защиты
- основы военной службы и обороны государства
- Вооружённые силы России
- боевые традиции и символы воинской чести
- основы медицинских знаний
- негативное воздействие на организм человека курения табака
В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:
- методы и задачи гражданской обороны
- организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
- содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- основы военной службы и обороны государства
4. Объём дисциплины и виды учебной работы 4.1 Очная форма обучения
Вид учебной работы |
Всего часов |
Распределение по семестрам |
|
Общая трудоёмкость дисциплины |
128 |
6-ой |
|
Лекции |
32 |
||
Практические занятия |
16 |
||
Самостоятельная работа |
80 |
||
Вид итогового контроля (экзамен, зачёт) |
Зачёт |
||
4.2 Заочная форма обучения |
|||
Вид учебной работы |
Всего часов |
Распределение по курсам |
|
Общая трудоёмкость дисциплины |
128 |
5-й |
|
Лекции |
12 |
||
Практические занятия |
*4 |
||
Самостоятельная (контрольная) работа |
112 |
||
Вид итогового контроля (экзамен, зачёт) |
Зачёт |
5. Содержание дисциплины
5.1 Распределение учебного материала по видам занятий
№№ |
Наименование раздела дисциплины |
Лек |
X 1\^ |
СРС |
1 |
Человек и техносфера |
1_ _ |
о. |
20 |
*у |
Опасности технических систем и защита от них |
8 |
4 |
20 |
*% э |
Чрезвычайные ситуации |
Ь8 |
4 |
^ 20 |
ц, |
Управление безопасностью жизнедеятельности |
8 |
4 |
20 |
5.2 Содержание лекционного курса
В разделе 1 рассматриваются . основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности; негативные факторы техносферы, воздействие негативных факторов на человека и техносферу.
В разделе 2 — анализ опасностей; средства снижения травмоопасности технических систем; Идентификация вредных факторов и защита от них; средства индивидуальной защиты.
В разделе 3 - защита в чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий.
В разделе 4 - правовые и организационные основы.
5.3 Соде| |
Содержание практических занятий |
|
№№ |
№ раздела п. 5.1 |
Наименование практического занятия |
1 |
3 |
Ликвидация последствий лесных пожаров |
2 |
1 |
Опреснительная установка |
3 |
3 |
Ситуации в связи с пылевыми бурями |
4 |
1 |
Изменение концентрации С02 в атмосфере |
5 |
2 |
Схема городских очистных сооружений |
6 |
2 |
Золошлаковые отходы ТЭЦ |
7 |
2 |
Отстойник |
8 |
3 |
Залповый выброс загрязнений Нерчинским ГОКом |
9 |
1 |
Ртутное загрязнение вод |
10 |
4 |
Экологические программы Тигр, Барс и др. |
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1 Основная литература
Безопасность жизнедеятельности. Под ред. СВ. Белова. М. Высшая школа. 1999. - 450 с.
Защита населения и территорий Приморского края в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Ю.В. Голован и др. Ч. 1. Владивосток. ДВГТУ. 2003. - 244 с.
Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Под ред. Кириллова Г.Н. М. 2004. - 509 с.
Экология транспорта. Павлова Е.И. 2006. - 344 с.
6.2 Дополнительная литература
5
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Майстрюков Б.С. М. 2006. -334 с.
Безопасность жизнедеятельности. Арустамов Э.А. М. 2007. - 474 с.
Безопасность жизнедеятельности на транспорте. Буравлёв В.А. Москвк. Изд. центр «Академия». 2004. - 288 с.
Большая энциклопедия выживания. Ильичёв А. М. 1999. — 492 с.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Емельянов и др. Уч. Пособие для вузов. 2004. — 474 с.
Защита окружающей среды от техногенных воздействий. Уч. Пособие под ред. Невской Г.Ф. М. Изд-во МГУ. 1993. - 216 с.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Микрюков В.Ю. В 2-х книгах. М. Высшая школа. 2004. 1-я - 480 с, 2-я - 334 с.
Экологическая безопасность при эксплуатации и ремонте автомобилей. Беднарский В.В. Учебное пособие. Ростов на Дону. Феникс. 2003. -384 с.
Эксплуатация автомобилей и охрана труда на автотранспорте. Чумаченко Ю.Т.. Чумаченко Г.В., Ефимова А.В. Ростов на Дону. «Феникс». 2001.-384 с.
Журналы:
Безопасность труда в промышленности
Гражданская защита
Основы безопасности жизнедеятельности
Пожарная безопасность
Пожарное дело
Экология и жизнь
7. Контрольные задания и методические рекомендации и© изучению дисциплины
В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения выполняют по предмету одну домашнюю контрольную работу и сдают зачёт. Задания составлены в соответствии с программой для высших учебных заведений, разработанной на основе учебного стандарта.
Контрольная работа выполняется в печатном варианте, формат
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.