Гендерные взаимоотношения студентов, занимающися физической культурой в специальном учебном отделении

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Чрезвычайная сложность гендерных проблем требует комплексного подхода к своему разрешению, длительного и поэтапного продвижения к намеченным целям, вовлечения не узкого круга энтузиастов и активистов, а  максимально широких слоев населения, в т. ч. и студентов. То есть, это дело не только и не столько женщин, девушек сколько всего общества. В последние годы уже проводятся исследования мужских проблем наравне с женскими на примере подростков, супругов, родителей, хотя подобных работ очень мало [2].

В отличие от многих других предназначений к образованию, гендерный подход исходит от того, что в образовательные учреждения приходят не безликие «учащиеся», а мальчики и девочки, девушки и юноши [1,4,6]. Дело не только в том, что представители разных полов нуждаются в дифференцированном подходе со стороны преподавателя. Дело еще и в том, что как внутри, так и вне образовательных учреждений студенты вынуждены иметь дело со сложным миром меняющихся представлений и стереотипов, касающихся того, какое поведение, внешний вид, мышление приемлемы для представителей данного пола. Часто стереотипные представления, усвоенные от других, приходят в противоречие с личными желаниями и склонностями студента. Объяснить природу стереотипов, показать их изменчивость и социальную обусловленность – таковы основные задачи гендерного образования [8].

С точки зрения образовательного процесса студентов гендерное образование можно рассматривать как их образование и воспитание. Тогда на первый план выходит включение тематики общественного восприятия половых различий в сложившуюся систему обучения и воспитания. Гендерное образование студентов заключается в том, чтобы помочь им справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация юноши или девушки и принятие таким образом определенной социальной роли. Образование студентов строится на разъяснении гендерных стереотипов, с которыми они сталкиваются, вступая во взрослую жизнь, и в совместном поиске средств преодоления этих стереотипов.

Следовательно, гендер означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют в конечном счете психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин, девушек и юношей. Быть в обществе  мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные гендерные роли.

Преподавание гендерных исследований во многом способствует формированию нового общественного сознания, свободного от стереотипных представлений о господстве и подчиненности одного пола по отношению к другому и равноправных партнерских отношений между полами во всех сферах общественной, политической, экономической, семейной жизни и в образовательном процессе. В этом плане предстоит решить еще много проблем, среди которых можно выделить: включение гендерных исследований в учебный процесс; разработку рабочих программ и издание учебных пособий; разработку понятийного аппарата; психологию, рекреацию и физическую реабилитацию гендерных отношений и др.

Постановка задания. Учитывая выше изложенное, целью исследования являлось: показать важность гендерных проблем в образовательном пространстве высшего учебного заведения. Для ее разрешения поставлены задачи:

·  изучить литературные источники, отражающие проблему гендерных исследований и здоровье студентов 1-2 курсов;

·  изучить и проанализировать гендерную характеристику студентов 1-2 курсов технического вуза, занимающихся физической культурой в специальном учебном отделении и их поведение в новых условиях жизни;

·  разработать рекомендации по формированию, укреплению и сохранению здоровья  студентов с учетом гендерных взаимоотношений.

Результаты исследования. Для выполнения поставленных цели и задач, проведено врачебно-педагогическое обследование 74-х студентов, занимающихся физической культурой в специальных медицинских группах на кафедре физического воспитания и спорта. Все они освобождены от практических занятий физкультурой и два раза в неделю занимаются теоретическими и методологическими аспектами физической культуры, направленные на формирование, укрепление и сохранение здоровья студентов. При этом в случае необходимости на этих занятиях выполняются лабораторные исследования.

Среди обследованных было 25 (33,8 %) студентов первого курса и 49 (66,2 %) второго. Девушек было 44 (59,4 %), в т.ч. на 1-м курсе – 13, 2-м – 31; юношей – 30 (40,6 %), в т.ч. на 1-м курсе - 12, 2-м - 18. Возраст студентов колебался от 18 до 21 года. Все юноши – холосты, а 4 (9,1%) студентки 2-го курса были замужем.

До поступления в вуз большинство студентов (90,3%) проживало в г.Белгороде и районах области, остальные 9,7 % - в других регионах России. Во время обследования 44 (59,5%) студента живут с родителями в г. Белгороде, 7 (9,5 %) – в пригороде, 14 (18,9 %) – в общежитиях

Похожие материалы

Информация о работе