Изучение зарубежного и отечественного исторического и социально-экономического опыта в контексте решения проблем рыночной экономики

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Владивостокский филиал

Кафедра экономической теории

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Направление подготовки:       080100.62 Экономика

Профиль подготовки:               Экономика предприятий и

                                                     организаций (таможня)

Квалификация выпускника: бакалавр

Владивосток

2011


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Владивостокский филиал

Кафедра экономической теории

УТВЕРЖДЕНО

учебно-методическим советом экономического факультета

(протокол от «0» хххххххх 2011 г.

№ 0)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Направление подготовки:           080100.62 Экономика

Профиль подготовки:                 Экономика предприятий и организаций (таможня)

Квалификация выпускника:       бакалавр

Владивосток

2011

Автор

П.В. Довженко, старший преподаватель кафедры экономической теории Владивостокского филиала Российской таможенной академии

Ответственный за выпуск

В.И. Сидорова, заведующий кафедрой экономической теории Владивостокского филиала Российской таможенной академии, к.э.н., доцент

Рецензенты:

В.И. Сидорова, заведующий кафедрой экономической теории Владивостокского филиала Российской таможенной академии, к.э.н., доцент

Фокин Н.И. заведующий кафедрой экономики и финансов стран АТР Восточного института ДВГУ, к.э.н., доцент, профессор

Программа одобрена на заседании кафедры

(протокол от «19» мая 2011 г. № 10)

© Владивостокский филиал

    Российской таможенной академии, 2011

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Экономическая история» относится к группе фундаментальных экономических дисциплин. Изучается в течение одного семестра на первом курсе бакалавриата.

Цель преподавания: заключается в создании условий для накопления студентами знаний и формировании ими представления о законах и закономерностях экономического развития, проявляющихся в ходе эволюции мировой экономики. В ходе изучения дисциплины студенты должны научиться интерпретировать экономические явления и процессы, происходящие в современной России через призму предшествующего относительно самостоятельного исторического развития России в русле мировой цивилизации. Изучение дисциплины завершает фундаментальную подготовку будущего бакалавра в сфере экономической теории путем изучения экономической теории, истории экономических учений и экономической истории.

Задачи изучения дисциплины:

- изучение зарубежного и отечественного исторического и социально-экономического опыта в контексте решения проблем рыночной экономики;

- формирование у студентов исторически обоснованного видения современного состояния российской и мировой экономики;

- углубление студентами знаний особенностей российской экономики, ее специфике по сравнению с экономикой других стран;

- рассмотрение эволюции экономической политики, форм и способов целенаправленного воздействия государства на экономические процессы и явления;

- уяснение исторической обусловленности, взаимосвязи и взаимозависимости различных форм экономической организации и экономической политики;

- анализ основных проблем развития экономической истории мира в различные временные периоды и выявление истоков формирования рыночной экономики и ее развития в динамике;

- построение характеристики в проблемно-хронологическом плане экономической истории России.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

«Экономическая история» относится к дисциплинам по выбору. Преподавание дисциплины «Экономическая история» логически, содержательно и методически взаимосвязано с изучением других частей ООП (дисциплинами, практиками).

Новая экономическая история – одно из новейших областей экономической истории – включает два основных направления. Клиометрики во главе с Р. Фогелем анализ традиционных источников базируют на использовании математического инструментария, а последователи Д. Норта применяют принципиально новый для историков понятийный аппарат неоинституциональной экономики (права собственности, трансакционные издержки и т.д.).

Изучение экономической истории знакомит студентов с основами «клиометрики». Клиометрика - междисциплинарное, связанное с применением экономической теории и эконометрических методов и моделей в исследованиях по экономической истории. Расширительно ассоциируется с применением математических методов в исторических исследованиях. Поэтому прежде чем приступить к изучению экономической истории, надлежит пройти основательную подготовку в области экономической теории и изучить дисциплины математического цикла. Математика – это язык экономической науки. Следовательно, изучение экономических дисциплин невозможно без знания базовых математических категорий и владения математическим инструментарием. Институционально-эволюционная теория бурно развивающееся в настоящий момент направление экономической теории, обладающее эвристическим потенциалом особенно в изучении проблем переходных экономик и экономик развивающихся рынков. Прежде чем приступить к изучению экономической истории необходимо познакомиться с аппаратом и инструментальными возможностями институционально-эволюционной теории, изучаемой в курсе «Институциональной экономики».

Изучение истории становления и развития мировой экономики тесно связано с изучением философских концепций лежащих в основе экономических теорий, которые на том или ином историческом отрезке лежали в основе проводимой экономической политики. Политики и мореплаватели, полководцы и ученые, творя историю осознанно или нет, придерживались определенной системы взглядов на мир и его законы. Поэтому знакомство с основными философскими понятиями и категориями, познание закономерностей развития общества и мышления будет способствовать более прочному и целостному восприятию истории хозяйства.

Содержание экономических теорий и концепций на каждом историческом

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
315 Kb
Скачали:
0