Анализ спроса и предложения, Теория потребительского поведения. Кривые безразличия и бюджетная линия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

4. Анализ спроса и предложения. Теория потребительского поведения

1. Анализ спроса. Кривые безразличия и бюджетная линия.

2. Анализ предложения.

3. Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Домашнее задание. Студенты самостоятельно готовят следующие вопросы: теория потребительского поведения и эластичность спроса по доходу.

В начале семинарского занятия студенты должны объяснить, почему рынок товаров и услуг первичен и охарактеризовать его особенности.

Давая определение спроса, следует подчеркнуть, что спрос – это не просто желание получить тот или иной товар, а покупательная способность, выраженная в деньгах; показать зависимость между ценой на товар и величиной спроса; изобразить графическую кривую спроса и объяснить её (что означает каждая точка на кривой, почему кривая вогнутая). Рассматривая неценовые детерминанты, необходимо обратить внимание на то, что смещение кривой спроса вправо или влево на графике изображается стрелкой, идущей параллельно горизонтальной линии величины спроса. На примерах студенты должны показать различие понятий «изменение величины спроса» и «изменение в спросе».

Аналогичная методика используется при анализе предложения.

Рассматривая теорию потребительского поведения, следует остановиться на следующих вопросах:

- что будем анализировать в первую очередь, бюджетную линию, или кривые безразличия и почему?

- закон убывающей предельной полезности; эффект дохода и эффект замещения;

- как изменяется спрос под воздействием цены на нормальные товары и низшие товары (товары первой необходимости, товары высшей категории).

При анализе эластичности спроса и предложения важно не только дать определение этим категориям, но и построить график, объяснить механизм формирования цены равновесия и равновесного количества продукции при движении от высокой цены к низкой и наоборот.

Упражнения.

1. Рассчитайте ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы, исходя из следующих данных об объёме продаж при различных ценах.

Объём продаж, тыс. шт.    1      2      3      4      5      6      7

Цена, руб.                          100  90    80    70    60    50    40

Сколько продукции будет продавать фирма? Насколько целесообразно расширение объёма продаж?

2. С повышением заработной платы потребителей  с 20 до 30 тыс. руб. спрос на продукцию фирмы вырос на 15%. Какова эластичность спроса на доходы?

5. Рынок ресурсов. Экспресс опрос по теме: «Капитал и труд как факторы производства».

Примерный перечень вопросов для экспрес-опроса.

1.  При каких исторических условиях деньги превращаются в капитал, а рабочая сила в товар?

2.  Дайте определение «стоимость товара рабочей силы» и «потребительная стоимость рабочей силы».

3.  Как различные факторы производства принимают участие в формировании стоимости товара? Почему процесс производства есть одновременный процесс создания и возрастания стоимости?

4.  Почему заработная плата есть превращение формы стоимости или цены товара рабочей силы?

5.  Дайте определение номинальной и реальной заработанной платы. При каких условиях рост номинальной заработной платы сопровождается снижением уровня реальной заработной платы?

6.  Обосновать, почему темп роста заработной платы должен отставать от темпов роста производительности труда?

Перечень вопросов по теме «Рынок ресурсов».

1.  Понятие рынка ресурсов, его роль в формировании доходов и издержек производства.

2.  Особенности спроса на ресурсы и его эластичность. Чем определяется размер спроса на определённый вид ресурса? Назовите факторы, которые определяют реакцию на изменение цены ресурсов, то есть специфику эластичности спроса.

3.  Особенности предложения ресурсов. Фактор времени и влияние экономических  и неэкономических факторов на предложение ресурсов; мобильность ресурсов. Особенности эластичности предложения ресурсов.

4.  Использование и распределение ресурсов фирмой.

Все факторы производства взаимосвязаны, дополняют, а иногда и заменяют друг друга в производстве. Введение в производство дополнительных единиц любых ресурсов приводит к двум взаимосвязанным эффектам: с одной стороны, это вызывает увеличение расходов фирмы, с другой стороны – рост объёмов производства и доходов. Ограниченность времени, отводимого на практические занятия, позволяет в данной теме рассмотреть лишь соотношение между количеством вводимых факторов производства и объёмом выпускаемых товаров и услуг, то есть производственную функцию.

Построение таблицы, на которой отражается различные комбинации стадии производства, поможет выбрать вариант оптимального сочетания ресурсов.

6. Контрольная работа, решение задач по темам: «Капитал и фонды

Похожие материалы

Информация о работе