О развитии ядерной энергетики в Беларуси. Повышение энергетической независимости республики

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

О развитии ядерной энергетики в Беларуси                      

Предложение российского Атомстройэкспорта по типу реактора для белорусской АЭС является предпочтительным среди других предложений. Об этом сказал, выступая на XIII Белорусском энергетическом и экологическом конгрессе, заместитель директора Объединенного института ядерных и энергетических исследований “Сосны» Николай Груша, который 31 октября назначен директором департамента по ядерной энергетике Министерства энергетики Беларуси.

Директивным документом, который определил развитие ядерной энергетики в Беларуси и направлен на повышение энергетической независимости республики, стала принятая в 2005 году первая редакция Концепции энергетической безопасности РБ. В сентябре 2007 года в свет вышла новая доработанная редакция Концепции, которая уточнила некоторые положения по вопросам развития ядерной энергетики. Немаловажную роль в развитии отрасли сыграл и принятый в ноябре прошлого года Указ Президента РБ «О некоторых мерах по строительству атомной электростанции». Однако ключевым документом в развитии ядерной энергетики явилось постановление Совета безопасности РБ от 31 января 2008 года «О развитии атомной энергетики в Республике Беларусь». Как отметил Н.Груша, постановлением определены конкретные сроки ввода в эксплуатацию атомной станции: первого блока - в 2016 году, второго блока - в 2018 году. Этим же постановлением Совмину было поручено уведомить Международное агентство по атомной энергии о принятом решении по строительству в Беларуси атомной станции. Предпосылками для развития ядерной энергетики в республике стало решение задач, связанных с необходимостью повышения энергетической безопасности государства, обеспечением республики собственными энергетическими топливными ресурсами и замещением части импортируемого природного газа и мазута. Как известно, более 90 % отечественных электростанций использовали один вид топлива – природный газ, поставляемый одной страной, – Российской Федерацией. Для строительства АЭС в республике проведены основные подготовительные работы: создана организация управления по реализации плана подготовительных работ по строительству атомной станции, разработана определенная нормативно-правовая и нормативно-техническая база безопасности развития атомной энергетики, определены места предполагаемого размещения АЭС, выбран наиболее надежный и безопасный проект атомной станции. В настоящее время решаются задачи подготовки национальных кадров для работы в ядерной энергетике, вопросы организации работы по сотрудничеству с международными организациями, а также с общественностью, населением и средствами массовой информации. Что касается структуры управления по реализации плана подготовительных работ по строительству атомной станции, то она предусмотрена Указом Президента РБ от 12 ноября 2007 года. Генеральным проектировщиком работ определен БелНИПИэнергопром. Функции научного сопровождения по строительству АЭС возложены на Объединенный институт ядерных и энергетических исследований «Сосны». Говоря о законодательной и нормативной базе использования атомной энергии, Н.Груша проинформировал, что в июне 2008 года принят Закон РБ «Об использовании атомной энергии», который установил разграничение полномочий государственных и местных органов власти, определил правовую базу безопасного развития ядерной энергетики, регламентировал вопросы размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и ввода в действие ядерных установок, транспортирования и хранения ядерных материалов, а также экспорт и импорт оборудования, подготовку специалистов и другие вопросы. Принятие этого Закона, по словам заместителя директора Объединенного института ядерных и энергетических исследований “Сосны”, потребовало доработки существующих законодательных документов и разработку новых нормативно-правовых актов. В связи с этим был разработан соответствующий план работы республиканских органов госуправления, который утвержден первым заместителем Премьер-министра РБ Владимиром Семашко. Кроме законодательных актов потребовалась и разработка нормативных документов, дающих возможность начать работы по строительству АЭС на подготовительном этапе. Поэтому в 2007 году были разработаны и утверждены 5 нормативных документов, регулирующих выбор месторасположения АЭС, в стадии разработки и согласования находится еще более 10 таких нормативных документов. Говоря о выборе и возможностях размещения пунктов АЭС, Н.Груша отметил, что эти работы начались уже в середине 90-х годов прошлого столетия. Однако наиболее детальные исследования проходили с середины 2006 года, которые показали, что на территории республики имеются места для размещения атомной станции. В настоящее время исследовательские и изыскательские работы проводятся на Островецком пункте Гродненской области, Кукшиновской и Краснополянской площадках Могилевской области. По словам Н.Груши, Краснопольская площадка изучена уже почти на 100 %, Кукшиновская - на порядка 70 %, Островецкий пункт – более чем на 50 %. Работы показали, что все три площадки пригодны для размещения атомной станции и не имеют запрещающих факторов. Но окончательное решение о выборе приоритетной площадки будет сделано по результатам выполненных работ до конца этого года. Предполагается, что в результате представленных заключений будет подготовлен акт выбора земельного участка для строительства атомной станции. Остановился выступающий и на выборе проекта АЭС. Беларусь, по словам Н.Груши, не может рассматривать проекты, реализованные в 70 - 90-х годах

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Энергетика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
40 Kb
Скачали:
0