Все проблемы, которые решает человек, Стернберг разделяет на академические и практические. Академические проблемы хорошо определены, уже сформулированы кем-то другим, в отношении них имеется полная информация и только один метод, позволяющий добиться правильного решения. Практические проблемы еще не сформулированы или нуждаются в новой формулировке. Они связаны с повседневным опытом. К ним можно применить множество решений.
Как же именно изменяется практический интеллект с возрастом? Когда дело решается социальных проблем, люди старшего возраста превосходят молодых. Центральную роль в решении практических проблем играет контекст – т.е. ситуация, в которой они возникают, культурная среда, в которой сформировался человек и.п..
Можно выделить два важнейших компонента практического интеллекта: интуицию и мудрость.
Интуиция – знания, источники и способ получения которых мы не можем объяснить. Мудрость – экспертные знания о фундаментальных сторонах жизни. Мудрость имеет несколько компонентов: богатый опыт – общие и специальные знания об условиях жизни и их изменениях; знания о стратегии принятия решения; знания о различиях в целях и приоритетах; знания об относительности и непредсказуемости жизни.
Стернберг полагает, что практический интеллект направлен на достижение успеха в конкретной деятельности.
В концепции практического интеллекта Стернберга важную роль играет концепция «неявных знаний». Эти знания ориентированы на действия (на решение повседневных для индивида задач), приобретаются самостоятельно (в деятельности), значимы для достижения важной и одновременно конкретной проблемы, для развития профессиональной интуиции и профессионального чутья. Неявные знания помогают человеку приспосабливаться к окружающей обстановке и развивать ее в удобном для себя направлении. Неявные знания обычно являются эффективными именно для одного конкретного человека и труднообъяснимы. Обычно их ценность для достижения успеха плохо осознается человеком.
Кроме понятия практического интеллекта, предложенного Стернбергом, некоторые психологи предлагали и другие понятия, например, социальный интеллект – способность понимать других людей и действовать мудро во взаимоотношениях, способность легко сходиться с другими людьми, теплота в межличностных отношениях и открытость в общении. Эмоциональный интеллект – способность к самомотивации, устойчивость к разочарованиям, способность к контролю над эмоциональными вспышками, умение регулировать свое настроение и отказываться от удовольствий.
Все методы измерения реальных способностей человека можно разделить на три группы:
1. Метод критических ситуаций. Специалистов в своей области просят привести примеры эффективного и неэффективного поведения. Люди рассказывают о ситуациях, в которых кто-то, может быть, и они сами, повел себя правильно или неправильно. Затем из описания этих критических ситуаций выделяются какие-либо практические способности, важные для их успешного разрешения. Эти категории затем используются при оценке специалиста.
2. Имитационные тесты. Нацелены на оценку поведения непосредственно на рабочем месте. Организуется наблюдение за людьми, в эпизодах, которые специально созданы экспериментатором.
3. Метод оценки неявных знаний. Основан на предположении о том, что количество и уровень организации знаний, которыми обладают эксперты и новички, существенно различаются. Человеку предлагаются различные ситуации, в отношении которых он должен выбрать (оценить) различные варианты поведения. Результаты оценки конкретного человека по рейтингу зависят от мнения эксперта в данной сфере. Оценка также может быть получена также на основе корреляции (взаимосвязи) ответа со здравым смыслом, либо с так называемым прототипом специалиста (имеется в виду идеальная модель специалиста, специально разработанная с целью тестирования, или с другой целью).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.