Народный писатель Беларуси Иван Науменко, во многом не принимая современную действительность, обращается ещё раз к далёкому прошлому, чтобы показать духовный рост своего любимого героя – повести «Детство», «Подросток», «Юность». В основе произведений – судьба Василия Войтика, душевно чистого, искреннего, честного человека, который в новых условиях, в современных обстоятельствах чувствует себя не очень комфортно. По-иному смотрит в прошлое и воспринимает современность А. Адамович в повестях «Венера, или Как я был крепостником». Прошлое для него также наполнено поэзией и удивительными открытиями мира; вместе с тем именно в прошлом видит он далеко не единичные проявления жестокости, несправедливости, бесчеловечности, которые нес в себе тоталитарный сталинский режим и против которых писатель со всей решительностью боролся до последних дней. В.Адамчик и И.Чигринов, народный писатель Беларуси, завершают свои многотомные эпические замыслы. Романом «Голос крови брата твоего» В. Адамчик окончил тетралогию (предшествующие романы «Чужая родина», «Год нулевой», «И скажет тот, кто родился») о трагической судьбе западно-белорусской деревни в годы довоенного и военного лихолетия. И.Чигринов, создав романы «Возвращение к вине» и «Не все мы пропадаем» (которые продолжили романы «Плач перепёлки», «Оправдание крови», «Свои и чужие»), завершил пенталогию о всенародной партизанской борьбе в белорусской деревне. Наряду с романами, завершающими пенталогию о судьбах людей деревни Веремейки, И.Чигринов создаёт целый ряд драматических произведений, издаёт книгу публицистики – раздумье писательское о жизни, культуре и литературе.
Литература, в данном случае проза, последнего десятилетия 20века и начала нового 21века – это живой процесс. Процесс в высшей степени динамичный. Появились новые произведения, наметились новые эстетические веяния, пришли новые писатели. В данном случае была попытка увидеть движение литературы, поставить определённые факты и явления в исторический ряд, используя преимущественно критерии прежнего художественного опыта, проверяя все, в конечном счёте современностью. Остальное оценит и покажет время.
1.2 Поэзия
Основными чертами поэзии начало 21 века являются гражданственность, сопричастность ко всему, что происходит вокруг, контрастность художественного изображения, конфликтность ситуаций, богатая насыщенность цветовой гаммы – от самых светлых, радужных до самых мрачных, серых, тёмных, трагически тонов и полутонов. Что касается современной белорусской поэзии, то её непосредственная связь с музыкой особенно ощутима в утончённости и романтической возвышенности, камерности и романсовой озвученности лирических переживаний (в книгах Л.Дранько-Майсюка «Стомленасць Парыжам», Т.Мушинский «Я вандрую у стагоддзях» и др.
Драматизм времени врывается в стихи многих белорусских поэтов на рубеже 20-21вв. осознанием бесперспективности многих благородных инициатив, направленных на пользу общественного благополучия. На первый план выходят проблемы деградации, пьянства определённой части населения. Болью отзывается в душах патриотически настроенных, национально сознательных белорусов статус второстепенности белорусского языка, культуры, волнуют и другие актуальные проблемы национального возрождения. При наличии современных информационных средств открываются широкие возможности усвоения мировых, европейских и восточнославянских традиций. Было бы неправомерно говорить о преимуществе влияния какого-то одного литературного направления. Скорее наблюдается настоящая мозаика стилей, поиски и эксперименты ведутся в русле многих течений – символизма, импрессионизма, экзистенциализма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.