Формирование общества потребления. Основные черты и отличия общества потребления. Потребительский эгоизм

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Итак, обозначив одну из проблем глянцевых изданий – формирование общества потребления – необходимо в ней разобраться. Что же это за понятие “потребительский эгоизм” и чем он опасен?

Впервые понятие «общество потребления» ввел немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик Эрих Фромм. Он был обеспокоен отношением к товарам в обществе.

«Отчуждение царит не только в сфере производства, но и в сфере потребления. Отчуждающая роль денег в процессе приобретения и потребления прекрасно описана еще Марксом… Как же мы используем приобретенное? Я исхожу из того, что потребление – это определенное человеческое действие, в котором участвуют наши чувства, чисто физические потребности и эстетические вкусы, то есть действие, в котором мы выступаем как существа ощущающие, чувствующие и мыслящие; другими словами, потребление должно быть процессом осмысленным, плодотворным, очеловеченным. Однако наша культура очень далека от этого. Потребление у нас – прежде всего удовлетворение искусственно созданных прихотей, отчужденных от истинного, реального нашего «я».

Мы едим безвкусный малопитательный хлеб только потому, что он отвечает нашей мечте о богатстве и положении – ведь он такой белый и свежий. На самом деле мы питаемся одной лишь игрой воображения, очень далекой от пищи, которую мы пережевываем. Наше нёбо, наше тело выключены из процесса потребления, в котором они должны бы быть главными участниками. Мы пьем одни ярлыки. Откупорив бутылку кока-колы, мы упиваемся рекламной картинкой, на которой этим же напитком упивается смазливая парочка; мы упиваемся призывом «Остановись и освежись!», мы следуем великому американскому обычаю и меньше всего утоляем собственную жажду. (*17)

Источник:

*17  Фромм Э. Человек одинок // Иностранная литература. – 1966. – №1.

Общество потребления – это совокупность общественных отношении, в которых ключевое место играет индивидуальное потребление, опосредованное рынком. (*18) Отсюда проистекает новое отношение к «человеческим ресурсам». «Способ, которым сегодняшнее общество “формирует” своих членов, – пишет З. Бауман, – диктует в первую очередь обязанность играть роль потребителей». (*19) Такое общество характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества.

Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

Источники:

*18 Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // ГУ-ВШЭ. 1993-2010.

URL:  hse.ru/journals/wrldross/vol05_2/ilyn.pdf (06.05.2010).

* 19 Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М. : Весь мир, 2004.

Что же отличает общество потребления? Далее приведены его основные черты:

Потребление, выходящее за рамки борьбы за физическое существование, характерно для подавляющего большинства населения. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза — с 4,8 млрд долларов в 1960 году до 20 млрд в 2000 году. (*20)

«Первоначально предполагалось, что если человек будет потреблять больше вещей, и притом лучшего качества, он станет счастливее, будет более удовлетворен жизнью. Потребление имело определенную цель – удовольствие. Теперь оно превратилось в самоцель». (*21)

В торговле и сфере обслуживания на первый план выходят крупные торговые центры и супермаркеты, а мелкие магазины становятся все менее популярны. Широкое распространение приобретает шопинг, который становится популярной формой проведения досуга.

Революция в сфере коммуникаций (распространение интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера).

Источники:

* 20 Леденцов Н. Общество потребления // 2007. URL:http://www.aglob.ru/events/?id=684

*21 Фромм Э. Человек одинок // Иностранная литература. – 1966. – №1.

кономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес, в том числе и журнально-издательский, производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама, проникающая в самые глубокие слои социальности. А уж реклама на страницах глянцевых изданий формирует потребности

Похожие материалы

Информация о работе