1. Анализ выпуска и реализации продукции
В процессе исследования выпуска и реализации продукции используют следующие показатели:- товарная продукция (в отчетности предприятия – объем производства работ и услуг). Это вся готовая продукция предприятия, предназначенная к реализации на сторону, в отчетности предприятий действующих оптовых ценах предприятия.- валовая продукция (это продукция, выпущенная предприятием, вкл. внутризаводской оборот продукции и незавершенное производство). Внутризаводской оборот – это часть готовой продукции предприятия, идущая на производство др. продукции предприятия. Например, предприятие выпускает пиломатериалы и мебель, часть пиломатериалов идет на заготовки для мебели, на эту величину уменьшается товарный выпуск пиломатериалов. В лесозаготовительном производстве лесозаготовительный оборот не исключается из товарного выпуска.- объем реализации продукции (в отчетности предприятий называется выручка от реализации продукции, работ, услуг). Объем реализованной продукции можно представить след. алгоритмом
Nреал = Он.г.скл + Nт.п. – Ок.г.скл.
Он.г.скл – складские остатки готовой продукции на начало и конец года Nт.п. – объем товарной продукции
Таким образом, на объем товарной продукции оказывает влияние 2 основных фактора:1.Изменение остатков готовой продукции на складе; 2.Объем готовой продукции.
В ходе анализа могут возникнуть след. ситуации:Nреал.=Nт.п. – остатки гот.пр. на складе по стоимости остались неизменными, по ассортименту могли изменится. Nреал.>Nт.п. – об уменьшении остатков на складе и повышении спроса на продукцию Nреал.<Nт.п. – увелич. остатков г.п. на складе причина может яв-ся не ритмичность или снижение спроса на пр. Моментом реализации продукции считается дата отгрузки продукции. Подробно анализ товарного выпуска:
N т.п.план = ∑qiпл. * Ziпл. и N т.п.факт = ∑qiфакт * Ziфакт , где qi – кол-во прод. каждого вида в натур. выражении соот. плановым и отчетном периоде. Zi – средняя действующая оптовая цена на i-вид пр-и соот. в пл. и отч. периоде.
Необходимо определить под влиянием каких факторов и на ск-ко изменился объем товарной пр-ции. Расчет делаем приемом абсолютных разниц:
1.Определим влияние изменение кол-ва пр-ции: ∆ N т.п.(qi) = ∑(qiфакт - qiпл)* Ziпл. 2.Влияние изменения среднедействующих цен: ∆ N т.п.(zi) = ∑(Ziфакт - Ziпл)* qiфакт Проверка : ∆ N = Nфакт - Nпл. = ∆ Nq +∆ Nz Далее анализируется структура выпускаемой продукции по данному показателю, оценивают уровень специализации предприятия. Структуру хар-ет удельный вес продукции каждого ассортимента (вида) в общем объеме выпускаемой пр-ции. Чем выше уровень специал., тем более эффективно используются трудовые ресурсы и основные фонды. Далее анализируется ассортимент выпускаемой продукции (полный, групповой, внутригрупповой). Три методики выполнения плана по ассортименту: 1) В счет выполнения плана по ассортименту защитываются факт. выпуск продукции в пределах план. величины. Сверхплановый выпуск не зачитывается, продукция, не предусмотренная в плане, также не зачитывается. Выполнение плана по ассортименту может оказать отрицательное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, т.к, как правило на всю продукцию предприятия закл. договорные обязательства. Срыв выпуска какой-то продукции повлечет за собой недопоставку продукции и соответственно штраф. санкции. 2)За основу принимается наименьшее выполнения плана по анализируемым позициям. Такая методика используется в том, случае если вся продукция предприятия является основной. 3) По удельному весу в общем количестве наименований продукции по которому выполнен план выпуска. Далее анализируют качество выпускаемой продукции.Под качеством понимается потреб-е св-во продукции, способность продукции отвечать ее прямому назначению (эстетичность, долговечность и т.д.). Изучается ск-ко претензий было к пред. От потребителей за некач-ную пр-ю, какие затраты пошли на исправление брака ( за сче чистой прибыли). Где пр-я оценивается сортностью – средний коэф. сортности. Ксорт. = q1К1 + q2К2 + … + qпКп / ∑q , где q-кол-во пр-и каждого сорта в натурал
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.