Основа экономики страны. Самая большая отрасль. Добыча и производство топлива, страница 5

Основная задача транспорта надежно связывает между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может, поэтому все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортную систему.

Транспортная система – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.

Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в работе транспорта. Работа транспорта оценивается несколькими показателями:

1)  Количеством перевезенных грузов (млн. т.) и пассажиров (млн. чел.)

2)  Грузо- и пассажирооборотом

Грузооборот – произведение количества перевезенного груза и расстояния.

При выборе транспорта учитываются такие параметры как: себестоимость, скорость транспортировки и грузоподъемность.

Грузы дешевле перевозить морем, но скорость транспортировки груза максимум 30 км/ч. Второй по экономичности транспорт железнодорожный (самый выгодный по соотношению скорость/грузоподъемность) на 30% дороже морского, но в 2 раза быстрее. На 3-м месте автомобильный транспорт. В 15 раз дороже, чем морской, но в 20 раз быстрее (в 10 раз быстрее ж/д транспорта). Самый дорогой – авиационный.

Самый дешевый пассажирский транспорт – автобус.

Размер населенного пункта зависит от количества транспортных путей, проходящих вблизи или через этот пункт.

Железнодорожный транспорт.

В России существует широтное направление перевозок, в результате чего морской и речной транспорт использовать нельзя. Общая протяженность ж/д полотна 90 тыс. км. существует серьезная проблема связи западных и восточных районов страны. В настоящее время запад и восток связывает один участок железной дороги (екатеринбург–тюмень-омск). В России в настоящее время рассматривается идея строительства скоростных ж/д магистралей и строительство ветки Петербург-москва-брест. Строительство ж/д осложняется большим экологическим ущербом. При строительстве 1 тыс. км. пути уничтожается 45 км. естественного растительного покрова, вторая проблема – ж/д насыпи нарушают водный режим территории. Между тем ж/д транспорт намного чище других видов транспорта: в 20 раз чем автомобильный, в 640 раз чем авиационный.

Авиационный транспорт.

Сильно загрязняет атмосферу. За 1 час полета самолет сжигает около 15 т. топлива,  625 т. воздуха и выбрасывает 66 т. продуктов горения. Последствия 1 часа полета сохраняются 2 года. Авиационный транспорт единственный вид транспорта, который может осуществлять перевозки в любые регионы страны.

Проблемы российской авиации:

1.  Большой износ парка самолетов

2.  Неразвитая инфраструктура аэродромов

3.  Большое потребление топлива.

Автомобильный транспорт.

Самый дорогой транспорт. На себестоимость перевозок влияет следующее: 1) наличие дорог с неудовлетворительным покрытием; 2) низкий уровень дорожной инфраструктуры.

В настоящее время протяженность автомобильных дорог в России составляет 580 тыс. км., а минимальная потребность составляет 1,4 млн. км. 1/3 населенных пунктов РФ (в основном сельские населенные пункты) вообще не имеют выходов к дорогам с твердым покрытием. В России до сих пор нет магистрали соединяющей запад и восток. По развитию дорожной инфраструктуры РФ отстает от европейских стран на 80 лет. По статистике средняя протяженность автомобильных перевозок составляет 24 км.

В будущем планируется перевод городского автотранспорта на природный газ, что сократит выбросы на 90%. На сегодняшний день автомобильный транспорт один из самых загрязняющих среду. Бензиновый двигатель на 1 тыс. метров выбрасывает 200 кг. оксида углерода, 20 кг. оксида азота, 1 кг. сажи и 1 кг. сернистых соединений.